Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 268764-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях устранения ущемления прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих рыбоводной инфраструктурой (рыбоводными заводами) и осуществляющих до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) искусственное воспроизводство в отношении анадромных видов рыб в пресноводных водных объектах.
Действующая редакция Закона об аквакультуре содержит два вида регулирования в отношении аквакультуры (рыбоводства): товарная аквакультура (товарное рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, и аквакультура (рыбоводство), в том числе акклиматизация и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов, относящаяся к сохранению водных биологических ресурсов.
Товарная аквакультура (рыбоводство) включает в себя в том числе пастбищную аквакультуру. Пастбищная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы (часть 4 статьи 12 Закона об аквакультуре).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) анадромные виды рыб - это виды рыб, воспроизводящиеся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающие затем миграции в море для нагула и возвращающиеся для нереста в места своего воспроизводства.
Анадромные виды рыб являются ценными видами водных биологических ресурсов, и их добыча (вылов) регулируется отдельной нормой Закона о рыболовстве (статьей 29.1).
Так, до вступления в силу Закона об аквакультуре в соответствии со статьей 45 Закона о рыболовстве деятельность по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов за счет собственных средств осуществлялась юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов.
Специфика искусственного воспроизводства анадромных видов рыб за счет собственных средств с их последующей добычей (выловом) в рамках промышленного рыболовства связана с тем, что данный вид деятельности в связи с вступлением в силу Закона об аквакультуре полностью соответствует такому виду деятельности, как "пастбищная аквакультура".
В целях осуществления указанной деятельности хозяйствующие субъекты заключали в установленном порядке договоры на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов, в которых указывались сведения о видах водных биологических ресурсов, подлежащих выпуску, объемах такого выпуска и водных объектах, используемых в этих целях. Указанная деятельность осуществлялась на собственных или арендованных рыбоводных заводах, являющихся объектами капитального строительства.
Однако действующим законодательством в области аквакультуры (рыбоводства), в частности, положениями статей 10 и 21 Закона об аквакультуре, предусматривающими порядок заключения договора пользования рыбоводным участком, не учтено, что рыбоводным хозяйствам, владеющим рыбоводными заводами и осуществляющим искусственное воспроизводство анадромных видов рыб, должно быть предоставлено право пользования рыбоводным участком на пресноводном водном объекте без проведения торгов, близ которого расположен рыбоводный завод и в который, соответственно, осуществлялся выпуск молоди анадромных видов рыб.
В рамках реализации Закона об аквакультуре разработан приказ Минсельхоза России от 18 ноября 2014 г. N 452 "Об утверждении Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства)", которым устанавливается понятие "рыбоводные заводы", определяемое как предприятия по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
По информации Росрыболовства, на 28 октября 2016 г. в Сахалинской области функционируют 36 рыбоводных заводов, из них 31 находится в собственности у хозяйствующих субъектов и пять - на основании договоров аренды.
Кроме того, юридическими лицами начата эксплуатация 10 рыбоводных заводов и осуществление искусственного воспроизводства анадромных видов рыб на основании договоров на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов - после вступления в силу Закона об аквакультуре.
Максимальный срок действия договоров на осуществление искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов установлен до 1 августа 2038 г.
В Хабаровском крае действуют 4 рыбоводных завода, которые находятся в собственности юридических лиц.
Срок действия договоров на выполнение искусственного воспроизводства анадромных видов рыб: с рыболовецким колхозом им. Ленина, ЗАО "Рыболовецкая компания имени Вострецова" и ООО "Комета" - до 31 июля 2022 г., с рыболовецкой артелью (колхозом) имени 50 лет Октября договор заключен на срок до 31 июля 2024 г.
Необходимо отметить, что до дня вступления в силу Закона об аквакультуре данными рыбоводными заводами были заключены договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, которые в соответствии со статьей 21 Закона об аквакультуре были переоформлены на договоры пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока их действия.
За период 2012 - 2016 годов данными рыбоводными заводами, осуществляющими искусственное воспроизводство анадромных видов рыб, было выпущено в пресноводные водные объекты рыбохозяйственного значения более 1100 млн. штук молоди.
В то же время Законом об аквакультуре не было урегулировано предоставление данным рыбоводным заводам права на внеконкурсную процедуру на рыбоводный участок, расположенный в границах пресноводного водного объекта. Данные рыбоводные заводы не вправе изымать объекты аквакультуры из водного объекта, куда ими была выпущена молодь анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей) после нагула.
Учитывая изложенное, законопроектом предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ранее выполняли работу по искусственному воспроизводству анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей) за счет собственных средств во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), с использованием здания и находящихся в нем объектов рыбоводной инфраструктуры, которые необходимы для осуществления указанной деятельности, до вступления в силу Закона об аквакультуре получают право на заключение договора пользования рыбоводным участком для осуществления пастбищной аквакультуры анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей) без проведения торгов.
При этом границы рыбоводного участка формируются в том водном объекте, в котором юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют выпуск анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей).
Принятие данного законопроекта позволит указанным хозяйствующим субъектам осуществлять пастбищную аквакультуру в тех же целях, в которых они осуществляют выпуск с учетом временного периода (до четырех лет) выращивания анадромных видов рыб в естественной среде.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать поддержанию данных хозяйствующих субъектов при осуществлении ими пастбищной аквакультуры ценных видов рыб, обеспечению стабилизации и пополнения запасов ценных видов водных биологических ресурсов, а также снижению нагрузки на предпринимательский сектор, что в целом отвечает политике государства и положительно отразится на его экономике в части введения Российской Федерацией специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета.
Принятие указанного федерального закона будет способствовать устранению ущемления прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих рыбоводной инфраструктурой (рыбоводными заводами) и осуществляющих искусственное воспроизводство в отношении анадромных видов рыб в пресноводных водных объектах до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также поддержит рыбоводные хозяйства при осуществлении ими пастбищной аквакультуры ценных видов рыб, обеспечит стабилизацию и пополнение запасов этих видов рыб, а также снизит нагрузку на предпринимательский сектор, что положительно отразится на экономике государства.
При рассмотрении альтернативных решений установлено, что проблема не может быть решена иным способом, кроме как внесением изменений в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует принятия, внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, законопроект) не потребует приостановления и признания утратившими силу нормативных правовых актов.
Принятие и реализация Федерального закона потребует изменения и принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450".
Подготовка указанного нормативного правового акта осуществляется в целях реализации статьи 1 законопроекта.
Краткое описание нормативного правового акта
Постановлением Правительства Российской Федерации необходимо наделить Минсельхоз России правом на утверждение Порядка заключения договора пользования рыбоводным участком с юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственное воспроизводство анадромных видов рыб за счет собственных средств.
Сведения об исполнителях
Исполнитель - Минсельхоз России, соисполнитель - Росрыболовство.
Срок подготовки нормативного правового акта - три месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении;
2. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка заключения договора пользования рыбоводным участком с рыбоводными хозяйствами, осуществлявшими до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственное воспроизводство анадромных видов рыб за счет собственных средств".
Подготовка указанного нормативного правового акта осуществляется в целях реализации статьи 1 законопроекта.
Краткое описание нормативного правового акта
Приказом Минсельхоза России необходимо определить порядок заключения договора пользования рыбоводным участком с рыбоводными хозяйствами, осуществлявшими до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственное воспроизводство анадромных видов рыб за счет собственных средств.
Сведения об исполнителях
Исполнитель - Минсельхоз России, соисполнитель - Росрыболовство.
Срок подготовки нормативного правового акта - три месяца со дня принятия постановления Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.