Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 275182-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) направленного на приведение терминологии в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы статуса и прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предусмотрена пунктом 1 плана реализации в 2016 - 2025 годах третьего этапа Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 года N 1792-р.
В целях защиты прав коренных малочисленных народов: Российской Федерации; Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы), необходимо совершенствование нормативной правовой базы в части упорядочения терминологии, используемой в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы гарантий прав этих народов как при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности, так и в сфере социальных и иных гарантий.
Проведенный анализ федерального законодательства выявил расхождение используемой терминологии в сфере прав малочисленных народов показал, что в различных федеральных законах используются следующие термины: "территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", "территории традиционного расселения коренных малочисленных народов", "места их традиционного проживания и хозяйственной деятельности", "территории традиционного расселения предков", "на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов", "осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов", "традиционные виды промысла", "традиционные отрасли хозяйствования".
На практике, такие разночтения, как правило, толкуются не в пользу коренных малочисленных народов и необоснованно ограничивают сферу их применения.
Так, например, в статье 1 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ применяется термин "на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы", а в Законе "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "на территории традиционного проживания", "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности".
В 2009 году, Федеральным законом N 40-ФЗ от 5 апреля 2009 г. в Закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" были внесены изменения, которыми в большинстве статьей термины "хозяйственной деятельности" были заменены словами "традиционной хозяйственной деятельности", однако в других Федеральных законах этого сделано не было. Кроме того, этим же Законом N 40-ФЗ от 5 апреля 2009 г. Правительство Российской Федерации было наделено полномочиями утверждать:
1) перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы;
2) перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р были утверждены перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
Таким образом, в законодательстве появились новые термины "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" и "традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов".
При этом большая часть федерального законодательства, в том числе Законы "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" до настоящего времени содержат термин "хозяйствование", а не хозяйственная деятельность", как это утверждено вышеуказанными перечнями.
Соответственно, в целях устранения противоречий и разночтений федерального законодательства в сфере защиты прав малочисленных народов данным законопроектом предлагается внести изменения в части единообразного применения терминов "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", "традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов" и др.
Такие изменения вносятся в семнадцать федеральных законов.
Кроме того, Законопроектом вносятся изменения в части приведения к единообразию терминологии в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В Законах Российской Федерации: "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ, "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 года N 33-ФЗ; "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ; "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ; "О Всероссийской переписи населения" от 25 января 2002 года N 8-ФЗ; "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" от 21 июля 2005 года N 108-ФЗ термины: "коренные малочисленные народы", "малочисленные этнические общности", "малочисленных народов и этнических общностей" заменены на "коренные малочисленные народы Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует читать как "14 марта 1995 г."
Данные изменения обусловлены положениями статей 8, 9, 10 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", которыми права на замену альтернативной службы, сохранения традиционного природопользования, языков и культуры, гарантированно всем коренным малочисленным народов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) исключит возможность некорректного толкования указанных норм в правоприменительной практике, будет способствовать снижению числа случаев неверного ее применения, создаст механизм защиты прав коренных малочисленных народов от незаконных ограничений.
Принятие представленного законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации; влияния на государственные программы Российской Федерации не оказывает.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации) не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.