Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 274620-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов от 20 сентября 2017 г. (по базовому варианту).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен согласно требованиям законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 апреля 2017 г. в количестве 146,4 млн. человек, в том числе неработающего населения - 84,9 млн. человек.
По сравнению с основными характеристиками бюджета Фонда, одобренными Правительством Российской Федерации, численность лиц, застрахованных по ОМС, в проекте бюджета Фонда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов уточнена.
Основные характеристики бюджета Фонда были сформированы по данным численности застрахованных лиц по состоянию на 1 апреля 2016 г. ввиду отсутствия на тот момент отчетных данных на 1 апреля 2017 г. Общая численность застрахованных лиц на 1 апреля 2016 г. составляла 146,5 млн. человек, из них 61,2 млн. человек - работающее население, 85,3 млн. человек - неработающее население.
Данные о численности застрахованных лиц по состоянию на 1 апреля 2017 г., учтенные в проекте бюджета Фонда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, выверены с Федеральной налоговой службой и подтверждены высшим должностным лицом каждого субъекта Российской Федерации.
Общая численность застрахованных лиц по состоянию на 1 апреля 2017 г. по сравнению с той же датой 2016 года уменьшилась на 0,1 млн. человек: численность работающего населения увеличилась на 0,3 млн. человек, численность неработающего населения уменьшилась на 0,4 млн. человек.
Доходы
Доходная часть бюджета Фонда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов спланирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2018 год в сумме 1887,9 млрд. рублей, на 2019 год - 1992,9 млрд. рублей, на 2020 год - 2138,5 млрд. рублей. По сравнению с основными характеристиками бюджета Фонда, одобренными Правительством Российской Федерации, общий объем доходов, рассчитанных в соответствии с прогнозом от 20 сентября 2017 г., увеличился в 2018 году на 32,8 млрд. рублей, или на 1,8%, в 2019 году - на 100 млрд. рублей, или на 5,3%, в 2020 году - на 166,8 млрд. рублей, или на 8,5%. Указанный рост обусловлен ростом фонда заработной платы в 2018 году на 555 млрд. рублей, в 2019 году - на 573 млрд. рублей, в 2020 году - на 652 млрд. рублей. Кроме того, в 2020 году он обусловлен увеличением межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Фонда из федерального бюджета.
В структуре доходов бюджета Фонда поступления страховых взносов на ОМС с учетом недоимки в 2018 году составят 98,3%, в 2019 году - 99,7%, в 2020 году - 96,1%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2018 год в сумме 1855,7 млрд. рублей, на 2019 год - 1987 млрд. рублей, на 2020 год - 2055,3 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения с учетом недоимки и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год в размере 22 610 млрд. рублей, на 2019 год - 23 729 млрд. рублей, на 2020 год - 24 942 млрд. рублей в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 21 июня 2017 г. N ММВ-7-1/514@.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2018 год в сумме 1194,2 млрд. рублей, на 2019 год - 1299.1 млрд. рублей, на 2020 год - 1339,6 млрд. рублей с учетом взимания недоимки прошлых лет за счет передачи полномочий по администрированию указанных страховых взносов Федеральной налоговой службе.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2018 - 2020 годах рассчитан по тарифу 5,1 процента. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2018 году в сумме 1136 млрд. рублей, в 2019 году - 1220.2 млрд. рублей, в 2020 году - 1282,6 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2018 году в сумме 10 млрд. рублей, в 2019 году - 10,5 млрд. рублей, в 2020 году 11,1 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из средневзвешенного тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения, а также среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2016 год (3,1 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы. Указанный фиксированный размер составляет в 2018 году 75% от средневзвешенного тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения (5840 рублей), в 2019 году - 85% (6884 рубля), в 2020 году - 100% (8426 рублей). Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории планируются в 2018 году в сумме 18,3 млрд. рублей, в 2019 году - 21,6 млрд. рублей, в 2020 году - 26,5 млрд. рублей.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2017 г. в количестве 84,9 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
На 2018 - 2020 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации, установленных Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг.
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2018 год определен в сумме 661,4 млрд. рублей, на 2019 год - 687,9 млрд. рублей, на 2020 год - 715,7 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,073, 1,116, 1,161).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
Размер учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения прогнозируется на 2018 год в сумме 32,2 млрд. рублей, на 2019 год - 5,8 млрд. рублей, на 2020 год - 6,1 млрд. рублей. Уменьшение размера межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2019 - 2020 годах объясняется переходом большинства категорий "льготных" плательщиков страховых взносов на полный тариф.
Расчет указанных выпадающих доходов произведен по данным о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф, содержащимся в отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации по форме РСВ-1 ПФР.
В бюджете Фонда на 2020 год предусмотрен межбюджетный трансферт из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в сумме 77,1 млрд. рублей.
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов должны обеспечивать стратегические цели развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2018 год в сумме 1994,1 млрд. рублей, на 2019 год - 2061,3 млрд. рублей, на 2020 год - 2138,5 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2018 год в сумме 1870,5 млрд. рублей, на 2019 год - 1939,1 млрд. рублей, на 2020 год - 2016,6 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2018 году составит 333,2 млрд. рублей, или 21,7%, в 2019 году - 68,6 млрд. рублей (3,7%), в 2020 году - 77,6 млрд. рублей (4%).
В структуре расходов бюджета Фонда 99,96% составляют расходы на здравоохранение, из них на долю субвенций приходится 94%.
На 2018 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе численности застрахованных лиц (146,4 млн. человек), подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива на 2018 год в размере 10 812,7 рубля, на 2019 год - 11 209,3 рубля, на 2020 год - 11 657,7 рубля. Указанный размер подушевого норматива учтен в проекте постановления Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (часть 7 статьи 35).
Ежегодное увеличение объема субвенций запланировано с учетом повышения заработной платы медицинских работников по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также увеличения всех остальных расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) на индекс потребительских цен - 4% ежегодно.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2018 году соотношение заработной платы медицинских работников и средней заработной платы по экономике региона составит по врачам 200%, по среднему и младшему медицинскому персоналу - 100%.
На плановый период 2019 и 2020 годов размер субвенций из бюджета Фонда обеспечивает повышение заработной платы "указных" категорий медицинских работников на прогнозный индекс потребительских цен.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2018 - 2020 годы в сумме 100,5 млрд. рублей ежегодно.
При расчете объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов использовались средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по группам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, установленные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403.
При этом были учтены планируемый в 2018 году перевод 6 методов лечения в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, с финансовым обеспечением в размере 734,4 млн. рублей, а также необходимость увеличения объемов по отдельным ее группам в среднем на 25% с учетом складывающейся в 2017 году высокой потребности в таких методах лечения, как трансплантация почки, трансплантация сердца, лучевая терапия злокачественных новообразований, в первую очередь головного и спинного мозга, ретровитреальная хирургия в офтальмологии, транскатетерное протезирование аортальных клапанов, эндопротезирование аорты, стоимость которых оценивается в 2,54 млрд. рублей.
С учетом увеличения объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи по отдельным ее группам потребность в финансировании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой в федеральных медицинских организациях, в 2018 году составит 94,5 млрд. рублей, что позволит обеспечить этой медицинской помощью 328,5 тыс. человек, а в 2019 и 2020 годах предлагается сохранить указанный объем финансового обеспечения.
Объемы бюджетных ассигнований на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, на 2018 - 2020 годы определены в сумме 6 млрд. рублей ежегодно.
В целях улучшения демографической ситуации в 2018 - 2020 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2018 год в сумме 18,3 млрд. рублей, на 2019 год - 17,5 млрд. рублей, на 2020 год - 17,1 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на уровне 2017 года - по 1,3 млрд. рублей ежегодно.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2018 год в сумме 2,8 млрд. рублей.
Указанные средства по решению Фонда будут направляться в 2018 году на увеличение субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС Республики Северная Осетия - Алания и Краснодарского края в связи с исполнением международных соглашений, на исполнение расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения, на увеличение софинансирования расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Фонда для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа до 1 января 2018 г.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2019- 2020 годы в сумме 2,2 млрд. рублей ежегодно.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2018 год в сумме 708,6 млн. рублей, на 2019 год - 711,5 млн. рублей, на 2020 год - 722,4 млн. рублей. Расходы на указанные цели составят в 2018 - 2020 годах 0,035% от общих расходов бюджета Фонда.
Дефицит бюджета Фонда в 2018 и 2019 годах будет обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда. Бюджет Фонда на 2020 год сбалансирован.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - законопроект, Фонд, ОМС) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов от 20 сентября 2017 г.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2018 год в сумме 1887,9 млрд. рублей, на 2019 год - 1992,9 млрд. рублей, на 2020 год - 2138,5 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены:
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением ряду плательщиков страховых взносов пониженных тарифов на 2018 год в сумме 32,2 млрд. рублей, на 2019 год - 5,8 млрд. рублей, на 2020 год - 6,1 млрд. рублей;
на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС, на 2020 год в сумме 77,1 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2018 год в сумме 1994,1 млрд. рублей, на 2019 год 2061,3 млрд. рублей, на 2020 год - 2138,5 млрд. рублей.
Предусматривается предоставление субвенций на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, на 2018 год в сумме 1870,5 млрд. рублей, на 2019 год - 1939,1 млрд. рублей, на 2020 год - 2016,6 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда в 2018 - 2020 годах 100,5 млрд. рублей ежегодно:
на выполнение государственного задания федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, - 94,5 млрд. рублей;
на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации, - 6 млрд. рублей.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2018 год в сумме 18,3 млрд. рублей, на 2019 год - 17,5 млрд. рублей, на 2020 год - 17,1 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на 2018 - 2020 годы в сумме 1,3 млрд. рублей ежегодно.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2018 год в сумме 708,6 млн. рублей, на 2019 год - 711,5 млн. рублей, на 2020 год - 722,4 млн. рублей.
Дефицит бюджета Фонда на 2018 год в размере 106,2 млрд. рублей, на 2019 год - 68,5 млрд. рублей будет обеспечен переходящими остатками средств бюджета Фонда. Бюджет Фонда на 2020 год сбалансирован.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.