Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 274625-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Введение данной нормы Кодекса отложено статьей 421 Кодекса, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133, устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июля 2017 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 7800 рублей в месяц.
На основе данных обследования Росстата за апрель 2017 г., по оценке Минтруда России, численность работников с заработной платой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации составляет 4 млн. человек, из них 1,6 млн. человек в бюджетной сфере.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" (далее - законопроект) предусматривается установление минимального размера оплаты труда:
с 1 января 2018 г. - в сумме 9489 рублей в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);
начиная с 2019 года - в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года (величина прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, после чего минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом).
Статьей 1 законопроекта предусматривается защитная норма, согласно которой в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года ниже его величины за II квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда не уменьшается.
Принятие законопроекта не окажет значительного влияния на уровень занятости.
Следует отметить, что статьей 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается применение минимального размера оплаты труда для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. В то же время в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации содержатся нормы о применении минимального размера оплаты труда для реализации публично-правовых обязательств.
Законопроектом предлагается устранить указанную коллизию, предусмотрев, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций по публично-правовым обязательствам устанавливаются Правительством Российский Федерации. В связи с этим законопроектом вносятся необходимые изменения в указанные кодексы.
Законопроектом предлагается исключить, как утративший актуальность, абзац третий статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи", предусматривающий, что если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, то используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации. В настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается внести изменения в порядок установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а также продлить действующую потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации на 2018 - 2020 годы в связи с необходимостью доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в целом по Российской Федерации" потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Поэтому, с 1 января 2018 г. должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В связи с изложенным предлагается продлить срок действующей потребительской корзины в целом по Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.
При этом установление величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации будет осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В связи с этим предусматривается внести соответствующие изменения в пункт 2 статьи 4 и в статью 7 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2018 г. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" (далее - законопроект) предусматривается установление минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 г. в сумме 9489 рублей в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 г.). Начиная с 2019 года минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.
Расчет дополнительной потребности в финансовых средствах в 2018 - 2020 годах проводился исходя из установления минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 г. в сумме 9489 рублей в месяц, а также оценки Минтруда России абсолютных значений минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 г. - 11598 рублей в месяц, с 1 января 2020 г. - 11 946 рублей в месяц.
Суммарные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2018 году составят (к предыдущему году) 26,2 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 7,2 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 19 млрд. рублей.
Суммарные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2019 году составят (к предыдущему году) 43,9 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 12 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений 31,9 млрд. рублей.
Дополнительная потребность в финансовых средствах на повышение заработной платы при повышении минимального размера оплаты труда работников организаций реального сектора экономики (к предыдущему году) в 2018 году составит 17,1 млрд. рублей, в 2019 году - 28,8 млрд. рублей.
В 2020 году дополнительных финансовых средств на повышение заработной платы в связи с повышением минимального размера оплаты труда не потребуется.
При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц.
Повышение МРОТ будет способствовать улучшению качества рабочих мест, увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, направленных на принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации об определении порядка установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации.
Принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации должно быть осуществлено в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с учетом внесения в него изменений, предусмотренных статьей 2 законопроекта.
Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации будет предусматривать:
наделение Минтруда России полномочиями по принятию нормативного правового акта, устанавливающего величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации;
определение срока определения величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (ежеквартально);
представление Росстатом в Минтруд России данных об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен (тарифов) на продовольственные, непродовольственные товары и услуги для исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
представление Минтрудом России в Росстат сведений о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации для публикации в официальных изданиях, а также размещении на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Ответственный исполнитель - Минтруд России. Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Росстат.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации об установлении порядка выплаты и размеров денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям в соответствии со статьей 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации должно быть осуществлено для реализации полномочий Правительства Российской Федерации, предусмотренных частью 2 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом внесения в нее изменений, предусмотренных статьей 5 законопроекта, частью 2 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом внесения в нее изменений, предусмотренных статьей 6 законопроекта, и частью 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом внесения в нее изменений, предусмотренных статьей 7 законопроекта.
Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации будет предусматривать внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета министров РСФСР и Правительства Российской Федерации". Данное постановление регулирует в том числе выплаты денежных сумм свидетелям. С учетом изложенного планируемые изменения будут направлены на уточнение сферы действия указанного постановления Правительства Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.