Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 03.12.2015 г. в части реализации одной из основных задач Государства - оказания финансовой помощи проектам импортозамещения и нацелен на оказание государственной поддержки оловодобывающей промышленности страны.
По количеству запасов олова Российская Федерация, наряду с Китаем и Бразилией, входит в тройку мировых лидеров, сырьевая база олова Российской Федерации представлена 214 (88 коренных и 126 россыпных) месторождениями с запасами олова в 1,7 млн. тонн, большинство которых сосредоточено на Дальнем Востоке.
Ежегодная потребность в олове в стране - около 7 тыс. тонн, при этом в Российской Федерации, на данный период времени, добывается всего 10% олова от необходимого объема (около 700 тонн в год), а доля импорта олова составляет 90%. Поставки металлического олова осуществляются из Китая, Боливии и Португалии.
В предыдущие десятилетия добыча оловосодержащей руды в Российской Федерации была сведена практически к нулю.
До начала 90-х годов прошлого века производственные мощности включали девять горно-обогатительных комбинатов и несколько десятков рудников в Якутии, Хабаровском крае, Приморье, Забайкалье, Еврейской АО. Однако новые экономические реалии привели к банкротству предприятий. В 1993 году прекратилось производство на Шерловогорском ГОКе (Забайкальский край), ПевексКом и Иультинском ГОКах (Чукотский АО), Дукатском ГОКе (Магаданская область). В 2001 году остановился Хрустальненский ГОК (Приморский край), в 2005 году - Хинганский ГОК (Еврейская АО). В 2009 году добычу прекратил Депутатский ГОК (республика Якутия). Последние из оловодобывающих предприятий России - Солнечный и Правоурмийский горно-обогатительные комбинаты (Хабаровский край) - продолжали добычу в небольших объемах, но в начале финансового кризиса 2008 года остановились и они.
Для восстановления оловодобывающей отрасли был принят Федеральный закон от 21.07.2011 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года, установлена нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по горнодобывающим предприятиям, занимающимся добычей кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа.
Данная мера самым положительным образом повлияла на развитие горнодобывающих предприятий, занимающихся добычей кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа.
В частности, компании "Русолово", входящей в состав группы компаний ПАО "Селигдар", и с 2010 года активно занимающейся возрождением добычи оловосодержащих руд на месторождениях Хабаровского края, это позволило провести первый этап реконструкции на ранее законсервированном руднике на месторождении Правоурмийское в Верхнебуреинском районе и приступить к реконструкции рудника на месторождении Фестивальный в пос. Солнечный. На настоящий момент "Русолово" является единственным крупным производителем олова в стране: за период с 2013 по 2016 годы добыча олова этой компании увеличилась в шесть раз и была доведена до 620 тонн, что позволило снизить на эту величину импорт олова в Россию. За то же период, с 2013 по 2017 годы, оловодобывающими предприятиями "Русолово" уплачено 472,0 млн. рублей налогов и сборов, что в 2,2 раза больше показателя министерства финансов Российской Федерации по выпадающим доходам бюджетной системы в результате установления нулевой ставки НДПИ с 2013 по 2017 годы (218,0 млн. руб.). Сохранено около 300 рабочих мест, полностью погашены просроченные кредиторские задолженности перед бюджетом и поставщиками. Предоставление льготы по НДПИ позволило ПАО "Селигдар" направить на развитие производства на предприятиях "Русолова" более 2,0 млрд. руб. В 2017 г. объём добычи олова должен ещё увеличиться и достичь 1,0 тысячу тонн, что впервые "закроет" около четверти потребности стран таможенного союза в олове.
Для проведения работ по завершению работ по реконструкции второй очереди горных комплексов и обогатительных фабрик обеих месторождений, строительства объектов инфраструктуры в Верхнебуреинском районе необходимо довести объём производства олова в стране до 5,273 тыс. тонн к 2022 году и, в основном, обеспечить внутренние потребности России в олове.
Продление льготы по НДПИ на период с 2018 по 2022 гг. позволит только по одному предприятию - ПАО "Русолово":
1. Довести объём производства олова до 5,273 тыс. тонн к 2022 году, что, в основном, обеспечит внутренние потребности Российской Федерации в олове и приведет к кардинальному сокращению импорта данного вида сырья из-за пределов России.
2. Создать дополнительно порядка 730 рабочих мест.
3. Достичь бюджетной эффективности до 2 млрд. 172 млн. руб.
Это, в свою очередь, повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест у переработчика оловянного концентрата - ООО "Новосибирский оловянный комбинат" в количестве 250 чел. (общая численность возрастет до 500 чел.), а также значительно увеличит бюджетные поступления.
Не продление срока действия нулевой ставки НДПИ отрицательно повлияет на возможности и динамику развития компании "Русолово" и значительно затруднит становление новых дальневосточных предприятий по добыче олова (ОАО "Янолово", ООО "Ресурсы Малого Хингана"), а также работу старательских артелей на Колыме, создание новых предприятий в Хабаровском, Приморском краях и Еврейской АО. Восстановление оловодобывающей отрасли существенно замедлится, положительные результаты четырех лет восстановления отрасли могут быть потеряны. Производство олова станет низкорентабельным, что в сложных географо-климатических и транспортно-логистических условиях с большой долей вероятности приведет к банкротству действующих предприятий и возможной остановке единственного переработчика оловянного концентрата - ООО "Новосибирский оловянный комбинат".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового Кодекса РФ"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового Кодекса РФ" (далее - законопроект), позволит горнодобывающим предприятиям, занимающимся добычей кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа, в значительной мере обеспечить внутренние потребности России в олове, создать дополнительные рабочие места, за счёт развития производств значительно увеличить бюджетные поступления.
Законопроект предусматривает продление срока предоставления государственной поддержки в виде представления льготы по налогу на добычу кондиционных руд олова, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа на период с 2018 по 2022 гг.. Высвобождение денежных средств позволит предприятиям оловодобывающей отрасли расширить производство и обеспечить внутренние потребности Российской Федерации в олове, практически исключив импорт данного сырья из-за пределов России, создать дополнительные рабочие места, увеличить поступления в бюджет.
Эффективность данной меры можно увидеть на примере компании "Русолово", входящей в состав группы компаний ПАО "Селигдар", единственного производителя олова в стране.
Основные производственно-финансовые показатели работы предприятий группы "Русолово" за 2012-2022 г.г. по добыче и переработке оловосодержащих руд.
N п/п |
Наименование показателей |
Единица измерений |
Фактические показатели |
Итого |
Плановые показатели |
Итого |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
|||
1. |
Объём горной массы |
тыс. тонн |
109 |
56 |
83 |
146 |
147 |
541 |
360 |
410 |
570 |
700 |
1050 |
1150 |
4240 |
2. |
Объём добычи РУДЫ |
тыс. тонн |
56 |
44 |
74 |
99 |
96 |
369 |
190 |
270 |
370 |
520 |
700 |
800 |
2850 |
3. |
Выпуск металла в концентрате: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
- олова |
тонн |
117 |
165 |
321 |
578 |
629 |
1810 |
981 |
1416 |
1804 |
2483 |
3852 |
5273 |
15809 |
5. |
- вольфрама |
тонн |
0 |
0 |
24 |
29 |
35 |
88 |
66 |
95 |
145 |
219 |
253 |
270 |
1048 |
6. |
- меди |
тонн |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
463 |
735 |
1063 |
953 |
953 |
4167 |
7. |
Объем инвестиций |
млн. руб. |
61 |
380 |
408 |
493 |
470 |
1812 |
1217 |
946 |
4151 |
2799 |
251 |
95 |
9459 |
8. |
Налоговые платежи и социальные взносы |
млн. руб. |
94 |
38 |
88 |
42 |
129 |
391 |
152 |
185 |
215 |
300 |
520 |
800 |
2172 |
9. |
НДС к уплате |
млн. руб |
|
|
|
|
53 |
53 |
50 |
58 |
131 |
240 |
360 |
520 |
1359 |
10. |
Количество рабочих мест Русолово |
чел. |
193 |
189 |
197 |
260 |
312 |
|
380 |
420 |
455 |
500 |
850 |
924 |
|
11. |
Количество рабочих мест НОК |
чел. |
250 |
220 |
200 |
200 |
220 |
|
250 |
300 |
300 |
350 |
400 |
500 |
|
Сводные финансовые показатели группы "Русолово" за период 2017-2022 гг.
Показатель |
2016Ф |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Итого |
С учетом льгот по НДПИ |
|
|
||||||
EBITDA, млн руб. |
115 |
191 |
353 |
505 |
814 |
1326 |
2 183 |
5 487 |
Рентабельность EBITDA, % |
14% |
20% |
24% |
26% |
30% |
34% |
42% |
34% |
Внутренняя норма доходности IRR |
|
16,00% |
24,40% |
|
||||
Без учета льгот по НДПИ |
|
|
||||||
EBITDA, млн руб. |
115 |
191 |
230 |
345 |
591 |
997 |
1742 |
4 095 |
Рентабельность EBITDA, % |
14% |
20% |
16% |
18% |
22% |
25% |
33% |
25% |
Внутренняя норма доходности IRR |
|
3,00% |
13,90% |
|
* - Проект не окупается.
Продление срока действия нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых позволит предприятиям, занимающимся разработкой кондиционных руд олова, не только достигнуть положительного уровня внутренней нормы доходности, значительно увеличив рентабельность, привлечь в отрасль дополнительные инвестиции, но только по одному предприятию достигнуть бюджетной эффективности в размере 2 млрд. 172 млн. руб.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия других нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень Федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.