Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 304116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разработан в целях уточнения полномочий субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных ограничений и запрета на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также конкретизации отдельных его положений.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), устанавливающая особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции, изложена в новой редакции. Так, из сферы ведения субъектов Российской Федерации изъяты вопросы регулирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Полномочия по установлению дополнительных ограничений и запрета на розничную продажу алкогольной продукции были закреплены за субъектами Российской Федерации в 2011 году (действовавшая до указанного срока норма позволяла регионам устанавливать дополнительное ограничение розничной продажи алкогольной продукции только по времени и с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции).
С этого момента абсолютное большинство субъектов Российской Федерации (76), или 89 процентов реализовали свое право на установление дополнительных требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории соответствующего субъекта. При этом анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой сфере свидетельствует об установлении ими указанных ограничений и запрета в том числе с учетом национальных, культурных традиций, а также исходя из необходимости обеспечения соблюдения прав граждан на тишину и покой (к примеру, в мусульманский месяц Рамадан, в период проведения праздника "Сабантуй", а также в дни проведения мероприятий, посвященных празднику последнего звонка, Дню защиты детей, Дню молодежи, Дню знаний (Республика Дагестан, Оренбургская область). В нормативных правовых актах 36 (42%) субъектов Российской Федерации установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, в многоквартирных домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам. Аналогичные требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены и на территории Республики Татарстан.
Республика Татарстан реализовала это право на законодательном уровне в 2015 году на основе многочисленных обращений и жалоб граждан, проживающих в многоквартирных домах, с учетом результатов предметного анализа ситуации на алкогольном рынке республики. И за небольшой срок действия республиканского закона практика его применения существенно повлияла на изменение ситуации с розничной продажей алкогольной продукции в республике, о чем свидетельствуют данные контролирующих органов:
- сократилось количество обращений граждан, связанных с нарушением тишины и покоя граждан в связи с продажей алкогольной продукции в объектах общественного питания, расположенных в жилых домах (на 25%: с 8743 жалоб в 2014 г. до 6557 жалоб в 2016 г.),
- сократилось количество правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (на 24,6%: с 114 тыс. правонарушений в 2014 г. до 86 тыс. в 2016 г.),
- на 51 процент снизилось количество алкогольных отравлений (с 1587 в 2014 г. до 776 в 2016 г.), при этом количество отравлений с летальным исходом снизилось на 25%. Снижение алкогольных отравлений произошло в основном за счет уменьшения количества отравлений суррогатами алкоголя (на 76% с 400 отравлений суррогатами в 2014 г. до 96 в 2016 г.).
Указанные меры региональной политики в сфере регулирования оборота алкогольной продукции полностью согласуются с целями по значительному снижению уровня потребления алкогольной продукции, а также повышению эффективности регулирования алкогольного рынка, определенными Концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р.
Учитывая эффективность региональной составляющей правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений, настоящим проектом федерального закона предлагается вернуть действовавшие до 31 июля 2017 года полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В целях конкретизации положений Федерального закона N 171-ФЗ, регламентирующих вопросы лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, законопроектом предлагается разделить вид лицензируемой деятельности на два самостоятельных - на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также уточнить связанные с лицензированием указанных видов деятельности нормы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.