Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 мая 2016 г.
на проект федерального закона N 1030997-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части упрощения процедуры идентификации клиента при открытии банковского счета юридическому лицу),
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, М.Л. Шаккумом, Е.А. Гришиным, Б.К. Балашовым, Н.И. Борцовым, У.М. Умахановым, Г.К. Сафаралиевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1030997-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроект направлен на развитие механизма дистанционного открытия банковского счета индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, на совершенствование процедуры идентификации клиентов и уточнения оснований, по которым кредитная организация вправе отказать в открытии и ведении банковского счета.
В целях реализации указанной задачи законопроектом предлагается внесение изменений в статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В частности, законопроектом предлагается ввести риск-ориентированный подход к проверке кредитной организацией источников происхождения денежных средств клиентов, установить, что для дистанционного открытия счета клиенту необходимо ежегодное обновление информации о ранее идентифицированном клиенте или его представителе.
Законопроектом устанавливается запрет на открытие банковского счета юридическому лицу без личного присутствия представителя в случаях, когда в отношении юридического лица, его бенефициарного владельца или участников есть информация об их включении в перечень организаций и лиц экстремистской деятельности или терроризму или есть информация о случаях отказа в открытии счета или его расторжении на основании подозрения в совершении операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
Законопроектом (при соблюдении вышеуказанных условий) предусмотрено право кредитной организации дистанционно обновлять информацию о клиенте и заключать договор счета с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при условии направления необходимых документов в электронном формате, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью, и при условии соответствия полученных сведений информации из государственных реестров и иных информационных систем органов государственной власти.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, устанавливающую требования к порядку дистанционного обновления информации о клиентах и регламентирующую порядок дистанционного открытия счетов.
Комитет отмечает, что в настоящее время кредитные организации на основании положений Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вправе получать информацию от уполномоченных органов государственной власти из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также информацию об утерянных, недействительных паспортах и иную устанавливающую информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (при подключении к системе).
Между тем, используемая в законопроекте формулировка о возможности получения сведений из "иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов ... в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью" требует уточнения относительного того, каким именно субъектом в адрес кредитной организации предоставляется электронный документ: клиентом или указанными органами и фондами.
Учитывая изложенное, Комитет считает целесообразным принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1030997-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.