Досье на проект федерального закона
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314, сформированы задачи и приоритеты государственной поддержки, направленные на повышение эффективности отрасли, обеспечение населения страны безопасной рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов, восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства, в том числе, путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и стимулирования развития аквакультуры, расширение проведения научных исследований и разработок, в том числе экосистемных.
Основными причинами, сдерживающими развитие товарной аквакультуры в Российской Федерации, являются, в том числе, слабо развитый механизм страхования рисков в товарной аквакультуре.
В соответствии с положениями Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" с 2013 года страхование с государственной поддержкой распространилось на сельскохозяйственных животных.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарная аквакультура (рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.
Вместе с тем, объекты товарной аквакультуры не являются объектом агрострахования с государственной поддержкой по Федеральному закону "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
В целом сельскохозяйственное производство и товарная аквакультура в частности - наиболее рискованная отрасль экономики из-за тесной зависимости условий и результатов производственно-экономической деятельности сельхозтоваропроизводителей от случайных, как правило, погодных факторов. Погодная составляющая риска в области аквакультуры накладывается на другие объективные опасности, такие, как перебои в энерго-, тепло-, водоснабжении, удорожание материально-технических ресурсов, которые формируют совокупный риск данной отрасли.
Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Для снижения рисков от природно-климатических условий необходимы переход к новым технологиям, техническая модернизация, а также развитие института страхования рисков товарной аквакультуры и принятие мер государственной поддержки.
Для компенсации негативных последствий от реализации таких сельскохозяйственных рисков необходимым механизмом представляется страхование с государственной поддержкой.
Представленный законопроект предполагает осуществление государственной поддержки посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, на уплату страховых взносов по договорам страхования в области товарной аквакультуры.
При сельскохозяйственном страховании объектов товарной аквакультуры объектами сельскохозяйственного страхования законопроектом предлагается определить имущественные интересы страхователя, выгодоприобретателя, связанные с риском утраты (гибели) видов объектов аквакультуры перечисленных в классификаторе в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденных в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изучая мировой опыт агрострахования с государственной поддержкой необходимо отметить, что субсидирование расходов на страхование, в том числе товарной аквакультуры, распространённо в США, Канаде, Австрии, Испании, Португалии, Греции и многих других странах с развитой экономикой.
Развитие агрострахования с государственной поддержкой объектов товарной аквакультуры направлено на снижение финансового бремени для государства в части возмещения затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, возможности эффективной реализации государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса, создания экономических основ для эффективной реализации собственно страховых отношений, создания системы мотивации организациям и предпринимателям, осуществляющим товарную аквакультуру, к заключению договоров страхования, недопущении злоупотребления как со стороны страховщиков, так и со стороны страхователей.
Распространение сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на объекты товарной аквакультуры позволит дополнительно формировать значительные финансовые ресурсы на случай утраты (гибели) объектов товарной аквакультуры при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Финансовое экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой"
Общее количество выращенных объектов товарной аквакультуры в 2016 году по данным отраслевой отчетности составило 177,9 тыс. тонн.
Таким образом, исходя из средней стоимости 1 тонны продукции аквакультуры порядка 80 тыс. руб., рассчитанной на основе действующих договоров страхования объектов аквакультуры, и среднего размера страхового тарифа 1,8% при страховании 177,9 тыс.тонн объектов аквакультуры потребность в средствах федерального бюджета на возмещение части затрат субъектов аквакультуры на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон) ориентировочно составит 120 млн. руб.
Вместе с тем, по экспертной оценке Ассоциации "ГКО Росрыбхоз", основными страхователями являются организации, производящие более 1 тыс. тонн продукции аквакультуры в год (порядка 10 организаций). Предполагаемый объем, подлежащий страхованию, составляет около 12,5 тыс. тонн продукции аквакультуры. Размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета на возмещение части затрат субъектов аквакультуры на уплату страховых премий по заключенным договорам в соответствии с указанным Федеральным законом составит порядка 8,5 млн. руб.
Таким образом, потребность в средствах из федерального бюджета на возмещение части затрат субъектов аквакультуры на уплату страховых премий по заключенным договорам в соответствии с Федеральным законом составит от 8,5 до 120 млн. руб., в зависимости от количества страхователей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов аквакультуры с государственной поддержкой" потребует внесение изменений в:
- приказ Минсельхоза России от 10.04.2015 N 133 "Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных";
- приказ Минсельхоза России от 24.06.2013 N 242 "Об утверждении перечня заразных болезней животных, используемого для сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.