Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 10 октября 2017 г. N 44/3)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
1. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), федеральных законов и с учетом законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений в целях проведения экономической политики, обеспечивающей стабильность внутренних экономических и финансовых условий, а также устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных с демографическими вызовами, недостаточной конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов.
Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 184.1 Бюджетного кодекса и применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Законопроект содержит показатели федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В Законопроекте учтены положения Федерального закона от 30 сентября 2017 года N 285-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", направленного на реализацию мер по совершенствованию формата и структуры федерального бюджета.
В целях создания надлежащих правовых условий для формирования федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и его последующего исполнения проектом федерального закона N 270372-7 "О приостановлении действия отдельных положений статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году", предусмотрено закрепление положений временного характера об использовании в 2018 году остатков средств федерального бюджета на начало года с возможностью увеличения за счет них бюджетных ассигнований на:
обеспечение мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекса;
оплату государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг, расчеты по которым в 2017 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств;
увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации за счет переноса иных остатков средств федерального бюджета 2017 года.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Оценка макроэкономических параметров российской экономики пересмотрена в сторону улучшения по сравнению с параметрами прогноза, заложенного в основу для формирования Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее -Федеральный закон N 415-ФЗ) в силу как более благоприятных, чем ожидалось, внешнеэкономических условий, так и более быстрого восстановления внутреннего спроса и инвестиционной активности.
Текущий прогноз макроэкономических показателей на период 2018-2020 годов предполагает продление антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствие геополитических потрясений и экономических шоков.
Основные параметры на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы представлены в таблице:
Наименование |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка*) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2019 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4 х 100 |
7 |
8 |
9=8/7 х 100 |
10 |
11=10/8 х 100 |
Цены на нефть Urals, долл./барр. |
41,7 |
49,9 |
40,0 |
43,8 |
109,5 |
40,0 |
41,6 |
104,0 |
42,4 |
101,9 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
157,4 |
174,6 |
153,5 |
168,9 |
110,0 |
160,6 |
156,0 |
97,1 |
156,0 |
100,0 |
ВВП, млрд. руб. |
86 044 |
92 224 |
92 296 |
97 462 |
105,6 |
98 860 |
103 228 |
104,4 |
110 237 |
106,8 |
Рост ВВП, % |
-0,2 |
2,1 |
1,7 |
2,1 |
|
2,1 |
2,2 |
|
2,3 |
|
Инвестиции, млрд. руб. |
14 640 |
15 914 |
16 766 |
17 436 |
104,0 |
17 817 |
19 230 |
107,9 |
21 176 |
110,1 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
5,4 |
3,2 |
4,0 |
4,0 |
|
4,0 |
4,0 |
|
4,0 |
|
Курс доллара, рублей за доллар США |
66,9 |
59,4 |
68,7 |
64,7 |
94,2 |
71,1 |
66,9 |
94,1 |
68,0 |
101,6 |
* - на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов представлены в таблице:
млрд. рублей | ||||||||||
Наименование |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2019 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4 х 100 |
7 |
8 |
9=8/7 х 100 |
10 |
11=10/8 х 100 |
Доходы, всего |
13 460 |
14 720,3 |
14 028,5 |
15 257,8 |
108,8 |
14 844,8 |
15 554,6 |
104,8 |
16 285,4 |
104,7 |
%% к ВВП |
15.6 |
16,0 |
15,2 |
15,7 |
|
15,0 |
15,1 |
|
14,8 |
|
Расходы, всего |
16 416.4 |
16 728,4 |
16 039,7 |
16 529,2 |
103,1 |
15 987,0 |
16 373,7 |
102,4 |
17 155,3 |
104,8 |
%% к ВВП |
19.1 |
18,1 |
17,4 |
17,0 |
|
16,2 |
15,9 |
|
15,6 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-2 956.4 |
-2 008,1 |
-2 011,2 |
-1 271,4 |
63,2 |
-1 142,2 |
-819,1 |
71,7 |
-869,9 |
106,2 |
%% к ВВП |
3,4 |
2,2 |
2,2 |
1,3 |
|
1,2 |
0,8 |
|
0,8 |
|
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформирован в структуре государственных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, как и федеральный бюджет на 2017 год.
С учетом этого, открытой частью проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования по 6 государственным программам Российской Федерации. Однако, в связи с тем, что государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" разработана, но до настоящего времени не утверждена, основная масса бюджетных ассигнований, предусмотренных по указанному разделу, отнесена к непрограммному направлению деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти".
В рамках ассигнований по разделу 02 "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2018 году и на плановый период 2019 и 2020 годов, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе на дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач.
Соотношение расходов федерального бюджета, с расходами предусмотренными Законопроектом по разделу 02 "Национальная оборона" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, представлены в таблице:
млн. рублей | |||||||||
Наименования разделов |
2017 год (оценка*) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2019 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
ВСЕГО |
16 881 635,7 |
16 039 684,7 |
16 529 198,8 |
103,1 |
15 986 976,4 |
16 373 747,1 |
102,4 |
17 155 263,1 |
104,8 |
Условно утвержденные |
|
|
|
|
|
|
|
428 881,6 |
|
%% к общему объему расходов |
|
|
|
|
|
|
|
2,5 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
16 881 635,7 |
16 039 684,7 |
16 529 198,8 |
103,1 |
15 986 976,4 |
16 373 747,1 |
102,4 |
16 726 381,6 |
102,2 |
Национальная оборона |
2 872 282,9 |
2 729 151,2 |
2 771 784,6 |
101,6 |
2 815 821,2 |
2 798 497,4 |
99,4 |
2 807 994,3 |
100,3 |
%% к ВВП |
3,1 |
3,0 |
2,8 |
|
2,8 |
2,7 |
|
2,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
17,0 |
17,0 |
16,8 |
|
17,6 |
17,1 |
|
16,8 |
|
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2018 году составят 2 771 784,6 млн. рублей, в 2019 году - 2 798 497,4 млн. рублей и в 2020 году - 2 807 994,3 млн. рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная оборона" составит в 2018 году - 2,8%, в 2019 году - 2,7% и в 2020 году - 2,5% (в 2017 году 3,1%).
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2018 и 2020 годах по сравнению с 2017 годом (17,0%) уменьшится и составит 16,8%, в 2019 году увеличится и составит 17,1%.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 415-ФЗ, в 2018 году увеличены на 42 633,4 млн. рублей, в 2019 году уменьшены на 17 323,8 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2019 год, увеличены на 9 496,9 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, приведены в таблице:
млн. рублей | |||||||||
Наименования разделов |
2017 год (оценка*) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2019 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Национальная оборона |
2 872 282,9 |
2 729 151,2 |
2 771 784,6 |
101,6 |
2 815 821,2 |
2 798 497,4 |
99,4 |
2 807 994,3 |
100,3 |
%% к ВВП |
3,1 |
3,0 |
2,8 |
|
2,8 |
2,7 |
|
2,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
17,0 |
17,0 |
16,8 |
|
17,6 |
17,1 |
|
16,8 |
|
Вооруженные Силы Российской Федерации |
2 128 612,2 |
2 169 565,8 |
2 138 384,2 |
98,6 |
2 180 285,6 |
2 146 904,8 |
98,5 |
2 230 413,3 |
103,9 |
%% к ВВП |
2,3 |
2,4 |
2,2 |
|
2,2 |
2,1 |
|
2,0 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
12,6 |
13,5 |
12,9 |
|
13,6 |
13,1 |
|
13,3 |
|
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
7 022,0 |
5 322,0 |
7 094,7 |
133,3 |
5 322,0 |
7 148,2 |
134,3 |
7 245,9 |
101,4 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,04 |
0,03 |
0,04 |
|
0,03 |
0,04 |
|
0,04 |
|
Мобилизационная подготовка экономики |
3 373,1 |
3 268,3 |
3 202,9 |
98,0 |
3 198,4 |
3 198,4 |
100,0 |
3 198,4 |
100,0 |
%% к ВВП |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
|
0,003 |
0,003 |
|
0,003 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
|
0,02 |
0,02 |
|
0,02 |
|
Ядерно-оружейный комплекс |
44 439,7 |
45 219,7 |
45 142,0 |
99,8 |
45 219,7 |
46 319,7 |
102,4 |
44 951,0 |
97,0 |
%% к ВВП |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
|
0,05 |
0,04 |
|
0,04 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
0,3 |
0,3 |
|
0,3 |
|
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
9 905,2 |
10 233,7 |
9 670,9 |
94,5 |
10 556,2 |
9 983,3 |
94,6 |
10 133,7 |
101,5 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
364 111,0 |
213 913,0 |
284 872,3 |
133,2 |
176 351,6 |
269 944,4 |
153,1 |
286 528,1 |
106,1 |
%% к ВВП |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
|
0,2 |
0,3 |
|
0,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
2,2 |
1,3 |
1,7 |
|
1,1 |
1,6 |
|
1,7 |
|
Другие вопросы в области национальной обороны |
314 819,8 |
281 628,6 |
283 417,6 |
100,6 |
394 887,7 |
314 998,6 |
79,8 |
225 523,8 |
71,6 |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
0,4 |
0,3 |
|
0,2 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
|
2,5 |
1,9 |
|
1,3 |
|
Наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по разделу "Национальная оборона", согласно пояснительной записки к законопроекту, повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований на текущее содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, включая продовольственное, транспортное обеспечение, содержание объектов инфраструктуры, в 2018 году на 62 500,0 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований Минобороны России, предусмотренных на оплату договоров по предоставлению коммунально-эксплуатационных услуг, в связи с переходом на обеспечение коммунальными услугами через подведомственное федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" и необходимостью отражения бюджетных ассигнований в разделе "Жилищно-коммунальное хозяйство" в 2018 году на 50 253,0 млн. рублей, в 2019 году на 50 677,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по разделу "Национальная оборона", будут направлены на:
выполнение обязательств, принятых по договорам при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также на проведение мероприятий, связанных с восполнением продукции военного назначения, поставленной из наличия при осуществлении военно-технического сотрудничества, на возмещение расходов Минобороны России, связанных с выполнением работ по договорам, заключенным с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", на обеспечение выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств в 2018 - 2020 годах в объеме 4 400,4 млн. рублей ежегодно;
реализацию иных мероприятий, сведения о которых составляют государственную тайну.
2. Открытой частью проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 943 480,1 млн. рублей на 2018 год, 863 209,4 млн. рублей на 2019 год и 872 008,7 млн. рублей на 2020 год.
Расходы федерального бюджета открытой частью проекта федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, приведены в таблице:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Рз |
ПР |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
02 |
|
943 480,11 |
863 209,38 |
872 008,65 |
Вооруженные Силы Российской Федерации |
02 |
01 |
838 968,09 |
766 829,46 |
784 800,21 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
02 |
03 |
7 094,66 |
7 148,23 |
7 245,89 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
02 |
07 |
1 576,64 |
1 613,81 |
1 626,61 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
02 |
08 |
14 677,36 |
12 786,10 |
12 552,64 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
02 |
09 |
81 163,36 |
74 831,78 |
65 783,30 |
Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов говорит о сохранении основных сложившихся пропорций в расходах по подразделам.
Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел "Вооруженные Силы Российской Федерации", на который приходится в 2018 году 88,9% расходов, в 2019 году 88,8% и 90% в 2020 году.
2.1. Расходы по подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации" (открытая часть) предусмотрены в 2018 году в сумме 838,97 млрд. рублей, в 2019 году в сумме 766,83 млрд. рублей и 784,8 млрд. рублей в 2020 году.
2.1.1. Основной состав расходов по данному подразделу предусматривает бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" (расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами).
Согласно реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, являющегося приложением к Законопроекту (далее - Реестр), из указанных бюджетных ассигнований на выплату денежного довольствия военнослужащим и сотрудников, имеющих специальные звания предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 451,2 млрд. рублей на 2018 год и на 2019-2020 годы - 448,5 млрд. рублей ежегодно.
В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ) размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Действие указанной нормы приостановлено Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ) до 1 января 2018 года.
В результате не индексации в 2013-2014 годах и приостановления действия с 2015 года до 1 января 2018 года нормы Федерального закона N 306-ФЗ, гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания не выполняется на протяжении уже пяти лет (в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах), то есть фактически за все время действия Федерального закона.
При этом по данным Росстата общий уровень инфляции за весь период действия Федерального закона N 306-ФЗ (в период с 2012 года по 2017 год) составил порядка 46%, а стоимость условного (минимального) набора продуктов питания выросла практически на 60%.
В целях реализации положений подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее - Указ N 604) и обеспечения сохранения уровня денежного довольствия военнослужащих не ниже среднего размера оплаты труда в ведущих отраслях экономики, Министерством обороны Российской Федерации при подготовке проекта бюджета в Министерство финансов Российской Федерации были разработаны и направлены два варианта расчетов по индексации денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 января 2018 года. В Законопроекте данные предложения не нашли своего отражения.
По мнению Комитета по обороне, с учетом важности выполняемых военнослужащими задач и роли данной социальной категории граждан в жизни общества и государства и в целях соблюдения государством социальных гарантий военнослужащих, предусмотренных Федеральным законом N 306-ФЗ, необходим поиск возможности перераспределения денежных ассигнований на индексацию денежного довольствия военнослужащих.
Проектом федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрены следующие бюджетные ассигнования (по данным Реестра): на 2018 год - 233,8 млрд. рублей; на 2019 год - 235,8 млрд. рублей; на 2020 год - 245,3 млрд. рублей. При этом учитывалась ежегодная индексация оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 г. - на 4,0%, с 1 октября 2019 г. - на 4,0% и с 1 октября 2020 г. - на 4,0%.
В этой связи Комитет по обороне отмечает, что в период с 2014 года по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под "майские указы"). При этом с 1 января 2015 года по 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), вырос на 40% (с 5 554 рублей до 7 800 рублей). Отсутствие решений об индексации фондов оплаты труда для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций "силового блока" в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.
В проекте федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрено установление МРОТ с 1 января 2018 г. в сумме 9489 рублей в месяц (рост на 21,7 процента), что соответствует повышению МРОТ до уровня 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года. А с 1 января 2019 года предусмотрено еще увеличение на 22,2 процента до 11 946 рублей.
По мнению Комитета по обороне, планируемая ежегодная индексация оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций "силового блока" только на прогнозный уровень инфляции на 4,0% ситуацию не меняет, более того, может привести к тому, что у ряда работников оплата труда будет меньше МРОТ. Как представляется, необходим поиск возможности перераспределения денежных ассигнований.
2.1.2. В целях продовольственного обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации проектом федерального бюджета на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования на 2018 год в размере 64,6 млрд. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на 2018 год сформирован исходя из минимально необходимого уровня и позволит обеспечить финансирование расходов на продовольственное обеспечение на уровне 2017 года.
Кроме того, Законопроектом на продовольственное обеспечение предусмотрены бюджетные ассигнования на 2019 и 2020 годы в размере 39,6 млрд. рублей ежегодно. Вопрос увеличения объемов финансирования по указанным расходам в 2019-2020 годах будет рассматриваться в рамках следующего бюджетного цикла.
2.1.3. Проектом федерального бюджета предусмотрено выделить на вещевое обеспечение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации на 2018 год бюджетные ассигнования в размере 27,6 млрд. рублей и на 2019 - 2020 годы - 28,1 млрд. рублей ежегодно.
Указанные объемы бюджетных ассигнований сформированы исходя из минимально необходимого уровня и позволят обеспечить финансирование расходов на вещевое обеспечение на уровне 2017 года.
2.1.4. Обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа составляет: 49,25 млрд. рублей в 2018 году, 50,25 млрд. рублей в 2019 году и 50,25 млрд. рублей в 2020 году (по данным Реестра).
Дополнительно запланировано выделение в 2018 году из Росрезерва 1 млн. тонн горючего. С учетом этого объемы бюджетных ассигнований сформированы на достаточном уровне и позволяют обеспечить финансирование приобретения необходимого специального топлива и горюче-смазочных материалов.
2.1.5. В рамках транспортных расходов проектом федерального бюджета на компенсацию расходов по проезду военнослужащих и членов их семей к местам использования отпуска и обратно предусмотрены бюджетные ассигнования - 2,1 млрд. рублей ежегодно.
Кроме того, указанные в Законопроекте бюджетные ассигнования предусмотрены на расходы по оплате пассажирских перевозок военнослужащих и членов их семей всеми видами транспорта общего пользования.
Объемы бюджетных ассигнований на указанные цели обеспечивают потребность в полном объеме.
2.1.6. Согласно Реестра и в целях выполнения подпункта "б" пункта 1 Указа N 604 планируется выделение бюджетных ассигнований на формирование фонда служебного жилья для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в объеме 5,12 млрд. рублей, в том числе на 2018 год - 2,74 млрд. рублей, на 2019 год - 2,38 млрд. рублей.
За счет указанных средств планируется создать служебный жилищный фонд в городах Валуйки (Белгородская обл.), Вилючинск, Тула, Кострома, Луга (Ленинградская обл.), Москва, Североморск, Воронеж, Северодвинск, Вологда, Екатеринбург, С.-Петербург, Нижний Новгород, Балтийск, Оренбург и Тамбов (17 569 квартир).
Потребность в служебных жилых помещениях под штатную численность военнослужащих к 2021 году составит 159 868 квартир для офицеров и прапорщиков, 146 913 жилых помещений в общежитиях для военнослужащих контрактной службы.
Для осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений проектом федерального бюджета предусмотрено в 2018 году в сумме 4,5 млрд. рублей, в 2019 году - 4,5 млрд. рублей и 2020 году 4,5 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.1.7. На реализацию функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (субсидии на приобретение жилья) предусмотрены бюджетные ассигнования в 2018 году - 91,06 млрд. рублей, в 2019 году - 94,65 млрд. рублей и 2020 году - 98,12 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.2. Бюджетные ассигнования по подразделу "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" (открытая часть) в составе расходов федерального бюджета составят в 2018 году 7,09 млрд. рублей, в 2019 году - 7,15 млрд. рублей и в 2020 году 7,25 млрд. рублей.
2.2.1. Проектом федерального бюджета предусмотрены субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (Межбюджетные трансферты) в 2018 году - 2,63 млрд. рублей, в 2019 году - 2,66 млрд. рублей и 2020 году - 2,76 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.2.2 На субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" предусмотрены бюджетные ассигнования в 2018 году - 1,13 млрд. рублей, в 2019 году - 1,15 млрд. рублей и 2020 году - 1,15 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.3. Подразделы "Мобилизационная подготовка экономики" и "Ядерно-оружейный комплекс" открытой частью проекта федерального бюджета не предусмотрены.
2.4. Бюджетные ассигнования по подразделу "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" в 2018 году составят 1,58 млрд. рублей, в 2019 году - 1,61 млрд. рублей и в 2020 году 1,63 млрд. рублей.
2.5. Бюджетные ассигнования по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" (открытая часть) составят в 2018 году 14,60 млрд. рублей, в 2019 году - 12,77 млрд. рублей и в 2020 году 12,53 млрд. рублей.
2.6. Бюджетные ассигнования по подразделу "Другие вопросы в области национальной обороны" (открытая часть) предусматриваются в 2018 году в сумме 64,74 млрд. рублей, в 2019 году - 62,89 млрд. рублей и в 2020 году 53,83 млрд. рублей.
2.7. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений подпункта "д" пункта 1 Указа N 604 предусмотрены в объеме 311,1 млрд. рублей (103,7 млрд. рублей ежегодно).
При этом Президентом Российской Федерации 17 марта 2017 г. принято решение (N Пр - 497) о сохранении в 2017 - 2018 годах численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на достигнутом уровне.
2.8. Согласно реестра расходных обязательств к Законопроекту в 2018 году планируется выделение бюджетных ассигнований в объеме 1,4 млрд. рублей на строительство постоянного жилья для военнослужащих.
За счет указанных средств планируется завершить строительство объектов с высокой степенью готовности в городах Тамбов, Нижний Новгород, Красноярск, Ейск, Краснодар, Балашиха (Московская обл.), Орск, Муром (Владимирская обл.), Новосибирск (11 022 квартиры).
Дальнейшее обеспечение военнослужащих постоянным жильем планируется осуществлять путем предоставления жилищной субсидии, а также в рамках функционирования накопительно-ипотечной системы.
2.9. С 1 января 2014 года Минобороны России реализует решение вопроса жилищного обеспечения военнослужащих путем предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).
На предоставление жилищной субсидии военнослужащим проектом федерального бюджета предусмотрены денежные ассигнования в размере на 2018 год - 37,02 млрд. рублей, на 2019 и 2020 годы - 37,78 млрд. рублей.
При этом Комитет по обороне отмечает, что (по расчетам Минобороны России) количество нуждающихся в постоянном жилье на 1 января 2018 г. составит 24,9 тыс. военнослужащих. А по прогнозным оценкам на учет нуждающихся в постоянном жилье в 2018-2020 годах дополнительно встанут 30,7 тыс. военнослужащих, что потребует дополнительных денежных ассигнований в 2019-2020 годах, увеличение которых целесообразно учесть в рамках следующего бюджетного цикла.
2.10. Бюджетные ассигнования по подразделу 10 01 "Пенсионное обеспечение" раздела 10 "Социальная политика" в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, Законопроектом предусматриваются в 2018 году в размере 700,58 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 639 тысяч человек, в 2019 году в размере 731,37 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 683 тысяч человек, в 2020 году в размере 760,53 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 725 тысяч человек.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту, формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2018 - 2020 годы осуществлялось исходя из увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, на прогнозный уровень инфляции в 2018 - 2020 годах с 1 февраля на 4,0 процента.
На реализацию положений подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604, предусматривающего ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 % сверх уровня инфляции, выделены бюджетные ассигнования в размере 79,09 млрд. рублей.
Законопроектом уровень инфляции в 2017 году предусмотрен в размере 3,2%. Следовательно, для выполнения требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 с учетом уровня инфляции в размере 3,2% необходимо доведение индексации "военной пенсии" до 5,2%. В противном случае, требования указанного положения Указа N 604, по нашему мнению, останутся невыполненными.
При этом Комитет по обороне неоднократно отмечал, что начиная с 2014 года по 2016 год положения подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 выполнялись не в полной мере. "Недоиндексация" составила порядка 18%.
По мнению Комитета по обороне, такое выполнение Указа N 604 фактически дискредитирует установленный им механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором "военные пенсионеры" могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции.
В этой связи Комитет по обороне считает, необходимым перераспределение денежных ассигнований для доведения индексации "военной пенсии" с 4% до 5,2% с 1 января 2018 года (с учетом начала финансового года).
2.10.1. Для выплаты пособий и компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования: в 2018 году - 5,5 млрд. рублей, в 2019 году - 5,4 млрд. рублей и в 2020 году - 5,6 млрд. рублей.
3. Бюджетные ассигнования в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены по федеральной целевой программе "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" в объемах: на 2018 год 3,8 млрд. рублей, на 2019 год 2,04 млрд. рублей и на 2020 год 1,58 млрд. рублей.
На Федеральную целевую программу "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере: на 2018 год - 6,37 млрд. рублей, на 2019 год - 5,26 млрд. рублей.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрено по Президентской программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" выделение бюджетных ассигнований на 2018 год в сумме - 0,55 млрд. рублей.
На реализацию Федеральной целевой программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере на 2018 год - 2,5 млрд. рублей, на 2019 год - 2,5 млрд. рублей, на 2020 год - 2,5 млрд. рублей.
Выводы:
1. Проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. По разделу 02 "Национальная оборона" бюджетные ассигнования предусмотрены по непрограммному направлению деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти", а также по 6 государственным программам Российской Федерации. При этом государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" до настоящего времени не утверждена.
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2018 году составят 2 771 784,6 млн. рублей, в 2019 году - 2 798 497,4 млн. рублей и в 2020 году - 2 807 994,3 млн. рублей.
Открытой частью проекта федерального бюджета на 2017 год по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 943 480,1 млн. рублей на 2018 год, 863 209,4 млн. рублей на 2019 год и 872 008,7 млн. рублей на 2020 год.
3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит: в 2018 году - 2,8 %, в 2019 году - 2,7 % и в 2020 году - 2,5%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" в 2018 и 2020 годах по сравнению с 2017 годом (17,0%) уменьшится и составит 16,8%, в 2019 году увеличится и составит 17,1%.
4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. По мнению Комитета по обороне, с учетом важности выполняемых военнослужащими задач и роли данной социальной категории граждан в жизни общества и государства и в целях соблюдения государством социальных гарантий военнослужащих, предусмотренных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" необходим поиск возможности перераспределения денежных ассигнований на индексацию денежного довольствия военнослужащих.
6. В целях обеспечения выполнения в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", Комитет по обороне считает необходимым перераспределение денежных ассигнований для доведения индексации "военной пенсии" с 4% до 5,2% с 1 января 2018 года (с учетом начала финансового года).
7. По мнению Комитета по обороне, планируемая ежегодная индексация оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций "силового блока" только на прогнозный уровень инфляции на 4,0% является недостаточной и в дальнейшем может привести к тому, что оплата труда гражданского персонала воинских частей и организаций "силового блока" будет меньше минимального размера оплаты труда. Необходим поиск возможности перераспределения денежных ассигнований.
8. Указанные замечания могут быть учтены при доработке Законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.