Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 322981-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на исполнение подпунктов "а" и "в" пункта 1 поручений Президента Российской Федерации от 5 ноября 2017 года N Пр-2261 (по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации, состоявшегося 25 октября 2017 года)
В части исполнения поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего введение механизма координации на федеральном уровне органов, осуществляющих в субъектах Российской Федерации государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с учетом необходимости установления единого порядка осуществления такого контроля (надзора), а также порядка назначения и освобождения руководителей указанных органов по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в данной сфере, законопроектом предусматривается внесение соответствующих поправок в статью 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Так, уточняются полномочия контролирующих органов. В частности, предусматривается, что полномочия контролирующего органа в сфере долевого строительства может осуществлять исключительно орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо специально уполномоченный самостоятельный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, Правительством Российской Федерации должны быть установлены требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Законопроектом предусматривается также наделение Минстроя России полномочиями по согласованию назначения на должность и освобождения от должности руководителя контролирующего органа по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Порядок такого согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Минстрой России, а также контролирующие органы на территории субъектов Российской Федерации, где осуществляется жилищное строительство, для решения вопросов, относящихся к их компетенции, пользуются информацией, содержащейся в разрозненных и разнотипных информационных ресурсах. Для указанных информационных ресурсов отсутствуют единые правила формирования сведений и единая инфраструктура сбора данных в электронном виде. Аналогичная информация в разных базах данных может иметь существенные различия, что сказывается на эффективности осуществляемого надзора и контроля в сфере долевого строительства жилья.
Наряду с этим на рынке строительства жилья сложилась ситуация, когда застройщики не предоставляют достоверные сведения о своей деятельности и непосредственно о строительстве многоквартирных домов, что приводит к затруднениям для органов власти контролировать достоверность предоставленной информации, а соответственно и контролировать застройщиков.
Создание и дальнейшая актуализация единой информационной системы жилищного строительства посредством интеграции сведений о застройщиках, об объектах строительства (включая информацию о разрешении на строительство, о проведенных проверках, о финансовом состоянии застройщика, о нарушениях, о вводе объекта в эксплуатацию) в едином информационном ресурсе позволит создать условия для стабильного устойчивого развития жилищного строительства на основе полной, достоверной и актуальной информации о состоянии дел и динамики изменения показателей жилищного строительства.
В указанных целях законопроект предусматривает установление обязанности по размещению сведений в единой информационной системе жилищного строительства, совершенствование процессов взаимодействия и координации органов государственной власти, контролирующих органов и застройщиков с использованием такой системы, создание и развитие механизмов автоматизированного мониторинга и прогнозирования изменений показателей в жилищной сфере, организации централизованного сбора и обработки данных в части касающейся жилищного строительства для предоставления соответствующей информации заинтересованным лицам.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего установление для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности по внесению в единую информационную систему жилищного строительства информации о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан, законопроектом предусматриваются:
обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внесению в единую информационную систему жилищного строительства информации о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан;
перечень федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих информацию в единую информационную систему жилищного строительства;
порядок взаимодействия контролирующих органов субъектов Российской Федерации, застройщиков и публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" посредством единой информационной системы жилищного строительства (далее - Фонд).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего установление порядка контроля за финансовым состоянием застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с привлечением средств граждан, со стороны Фонда, в том числе с использованием единой информационной системы жилищного строительства, законопроектом предлагается наделить указанный Фонд полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением застройщиками требований Закона N 214-ФЗ. Такой контроль будет осуществляться на постоянной основе с использованием единой информационной системы жилищного строительства.
Согласно проектируемым нормам, при выявлении факта несоответствия застройщика установленным законом требованиям Фонд возвратит полученные средства застройщику и уведомит об этом контролирующий орган субъекта Российской Федерации и орган регистрации прав. На основании полученного уведомления орган регистрации прав сможет приостановить регистрацию договоров участия в долевом строительстве до получения уведомления об исправлении выявленных несоответствий.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации по защите прав граждан, средства которых привлекались застройщиками посредством выпуска специальных облигаций (жилищных сертификатов) и посредством участия граждан в жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативах на условиях и в порядке, предусмотренном Законом N 214-ФЗ, законопроектом устанавливается запрет на использование таких способов привлечения средств граждан для строительства жилья за исключением жилищно-строительных кооперативов, осуществляющих строительство на земельных участках, предоставленных из муниципальной или государственной собственности.
Проектируемое изменение обусловлено тем, что регулирование указанных правоотношений на сегодняшний день является недостаточным в связи с отсутствием контроля за деятельностью застройщиков, использующих обозначенные способы привлечения средств граждан, а также невозможностью применения к этим правоотношениям гарантийного механизма компенсационного фонда. Указанные обстоятельства могут привести к обходу застройщиками через механизмы жилищно-строительных кооперативов и выпуск жилищных сертификатов требований Закона N 214-ФЗ и к нарушению прав граждан.
На выполнение поручения Президента Российской Федерации по возложению ответственности на владельцев (бенефициаров) застройщиков за ущерб, нанесённый гражданам, средства которых были привлечены для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с Законом N 214-ФЗ направлены законодательные предложения, предусматривающие установление солидарной ответственности владельцев (бенефициаров) застройщиков за убытки, причиненные гражданам-участникам долевого строительства.
В соответствии с проектируемыми изменениями в статью 23.2 Закона N 214-ФЗ, лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные гражданам - участникам долевого строительства.
В целях реализации указанных мер ответственности владельцев (бенефициаров) предусмотрена обязанность застройщиков по раскрытию информации:
о составе и структуре учредителей (участников) застройщика, раскрытия взаимосвязи между ними;
о физических лицах, которые прямо или косвенно (бенефициарные владельцы) вправе распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции.
Законопроект уточняет также положения Закона N 214-ФЗ в части установления особенностей взаимодействия застройщиков с уполномоченными банками, опубликования сведений об открытии и закрытии расчетного счета застройщика, определения финансовых требований к застройщикам в случае размещения средств участников долевого строительства на счетах эскроу, а также порядка осуществления расчетов участников долевого строительства с застройщиками. Кроме того, законопроектом корректируется момент снятия ограничений со счета застройщика: с момента ввода дома в эксплуатацию и регистрации права собственности хотя бы в отношении одного объекта.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости".
Обоснование необходимости подготовки - реализация положений проекта федерального закона.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнители - Минстрой России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке согласования назначения и освобождения от должности руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости".
Обоснование необходимости подготовки - реализация положений проекта федерального закона.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнители - Минстрой России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О единой информационной системе жилищного строительства".
Обоснование необходимости подготовки - реализация положений проекта федерального закона.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнители - Минстрой России.
Соисполнители - Минкомсвязь России.
4. Приказ Минстроя России "Об утверждении формы заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки - реализация положений проекта федерального закона.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнители - Минстрой России.
5. Приказ Минстроя России "О порядке взаимодействия контролирующих органов с застройщиками при использовании информационных ресурсов единой информационной системы жилищного строительства".
Обоснование необходимости подготовки - реализация положений проекта федерального закона.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнители - Минстрой России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.