Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1062760-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - проект) вносит изменения в правила о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, которые заключаются акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. Полагаем, что при этом должен быть предусмотрен случай, когда уставом непубличного общества в соответствии с пунктом 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вопросы согласования (одобрения) крупных сделок и сделок с заинтересованностью отнесены к компетенции совета директоров или исполнительного органа (коллегиального либо единоличного). Положения статьи 66.3 ГК РФ также следует учесть в проектируемом абзаце 5 пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), поскольку им не предусматривается случай, когда единоличный либо коллегиальный исполнительный орган общества в непубличных обществах вправе определить цену имущества. Кроме того, проектируемый пункт 4 статьи 79 Федерального закона N 208-ФЗ не согласуется с пунктом пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ, который не предусматривает возможность иного регулирования другим законом.
Проектируемый абзац второй пункта 1 статьи 75 Федерального закона N 208-ФЗ нуждается в уточнении, поскольку неясно, в каком случае у акционера возникает право требовать от общества выкупа принадлежащих ему акций: в случае принятия общим собранием решения о согласии на совершении (последующем одобрении) любой крупной сделки либо крупной сделки, одновременно являющейся сделкой с заинтересованностью.
Проектируемый пункт 1 статьи 78 Федерального закона N 208-ФЗ использует без каких-либо оговорок при определении крупной сделки термин "приобретение имущества". Однако если общество только приобретает (например, в дар), риск нарушения его интересов отсутствует, а потому одобрять такие сделки не требуется. В то же время в отношении сделок с исключительными правами проект говорит только об их передаче обществом, но не об их приобретении.
В проектируемом пункте 1.1 статьи 78 Федерального закона N 208-ФЗ используются критерии: балансовая стоимость имущества и цена сделки. В связи с этим целесообразно в проекте предусмотреть случай, когда балансовая стоимость явно не соответствует реальной рыночной стоимости (постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2012 N 2820/12), или если ее нет в связи с продажей будущей вещи по возможно заниженной цене (постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 13051/07), или потому, что общество применяет упрощенную систему налогообложения (постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 14871/10).
Проект воспроизводит действующее положение закона о неприменении правил об одобрении сделок при их обязательности в силу закона и сохраняет такой критерий, как регулируемые тарифы (подпункт 4 проектируемого пункта 3 статьи 78 и подпункт 8 проектируемого пункта 2 статьи 81). Отмечаем, что судебная практика от этого дополнительного критерия отказалась (постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 6787/09).В отношении термина "существенные условия сделки" как содержание решения об одобрении сделки (абзац второй проектируемого пункта 4 статьи 79) обращаем внимание на то, что правоприменение трансформирует данный термин в "основные условия сделки" (пункт 6 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью"), и в абзаце 4 проектируемого пункта 4 статьи 79 Федерального закона N 208-ФЗ говорится именно об основных условиях сделки. Отмечаем также, что при определении сделок с заинтересованностью для их квалификации, как и для крупных сделок, может потребоваться критерий взаимосвязанности (постановления Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 15749/10 и от 09.03.2011 N 14667/10). Кроме того, новый пункт статьи 78 Федерального закона N 208-ФЗ не устанавливает в отношении сделок по оказанию услуг либо выполнению работ правил сопоставления с балансовой стоимостью активов общества для квалификации данной сделки в качестве крупной.
Предлагаемое в проектируемом пункте 4 статьи 78 Федерального закона N 208-ФЗ определение обычной хозяйственной деятельности не учитывает определение, выработанное судебной практикой, которая понимает под совершаемыми в рамках такой деятельности сделки, не отличающиеся существенно по своим основным условиям от аналогичных сделок, неоднократно совершавшихся до этого в течение продолжительного периода времени (постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 9597/12).
В отношении абзаца 3 проектируемого пункта 2 статьи 78 Федерального закона N 208-ФЗ следует учесть, что в соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ и пунктом 3 статьи 65.3 ГК РФ в обществе допустимо несколько единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.
В абзаце 5 проектируемого пункта 4 статьи 79 Федерального закона N 208-ФЗ следует пояснить, как обстоятельства дачи согласия на совершение крупной сделки могут повлиять на срок, в течение которого действительно такое согласие.
Абзац 6 проектируемого пункта 4 статьи 79 Федерального закона N 208-ФЗ необходимо согласовать с пунктом 1 статьи 157 ГК РФ, в соответствии с которым сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Полагаем, что дополнительного обоснования требует концепция пункта 1.1 статьи 81 Федерального закона N 208-ФЗ, подразумевающая перенос акцента с согласования (одобрения) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, на информирование акционеров о таких сделках.
Абзац 3 проектируемого пункта 1.1 статьи 81 Федерального закона N 208-ФЗ не учитывает случай, когда в непубличном обществе отсутствует совет директоров (наблюдательный совет).
В дополнительном обсуждении нуждается подпункт 3 проектируемого пункта 2 статьи 81 Федерального закона N 208-ФЗ, поскольку неясно, почему уставом не может быть предоставлено акционеру право потребовать согласия на сделку.
Следует обратить внимание на формулировку проектируемых пункта 6 статьи 79 и пункта 1 статьи 84 Федерального закона N 208-ФЗ о круге лиц, имеющих право оспаривать сделку ("по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем 1% голосующих акций общества"), которая не учитывает того, что в силу статьи 53 ГК РФ и пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ указанные лица предъявляют такие иски от имени общества.
Проектируемый пункт 6 статьи 79 Федерального закона N 208-ФЗ исключает при оспаривании крупных сделок такое имеющееся сегодня условие признания таких сделок недействительными, как причинение ущерба обществу. Между тем согласно пункту 2 статьи 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Следует также отметить, что судебная практика придерживается позиции, которая основывается на балансе интересов миноритарных и мажоритарных участников обществ, и исходит из того, что большинством голосов нельзя проводить решения об одобрении сделок, приносящих объективно существенный ущерб юридическому лицу (см. п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 г. N 28, п. 92 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. N 25).
Проект относит к заинтересованным лицам акционера с 50 и более процентами голосующих акций посредством отсылки к определению контролирующего лица в статье 2 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", что может отразиться на эффективности контроля за сделками, в которых есть заинтересованность указанных в законе лиц (например, отдельный член совета директоров может представлять менее 20 процентов акций, но его заинтересованность не учитывается). В дополнительном обсуждении нуждается замена термина "аффилированное лицо" на термин "контролирующее (подконтрольное) лицо", поскольку первый термин не ограничивается в законодательстве (статья 53.2 ГК РФ), в отличие от второго, закрытым перечнем.
Требует дополнительного обоснования положение проектируемого пункта 1 статьи 83 Федерального закона N 208-ФЗ, которое лишает акционера (участника) общества права потребовать одобрения сделки с заинтересованностью.
Абзац первый проектируемого пункта 1 статьи 83 Федерального закона N 208-ФЗ не согласуется с положениями проектируемого пункта 1 статьи 84 Федерального закона N 208-ФЗ, поскольку если сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершения, то отсутствие согласия не может являться основанием для оспаривания такой сделки.
Замечания в отношении предлагаемых в статье 1 проекта поправок в Федеральный закон N 208-ФЗ распространяются и на предлагаемые в статье 2 проекта аналогичные поправки в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Необходимо обратить внимание на то, что проект не содержит переходных положений, которые регулировали бы вопросы, связанные с возможностью его применения к сделкам, совершенным до вступления закона в силу.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.