Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 337094-7 "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Плохое состояние автомобильных дорог, а порой и само их отсутствие является серьезной проблемой. Отсутствие системного подхода к планированию работ в сфере дорожного хозяйства привело к тому, что значительное число дорог находится в неудовлетворительном состоянии.
Одной из причин плохого состояния автомобильных дорог является отсутствие взаимодействия между владельцами инженерных коммуникаций и владельцами автомобильных дорог при осуществлении работ по прокладке, переносу или переустройству инженерных коммуникаций, а также реконструкции или капитальному ремонту автомобильной дороги, ее участков.
Статья 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регулирует отношения, касающиеся прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог (часть 6.1 статьи 19 Федерального закона).
Существенные условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникации, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 6 статьи 19 Федерального закона).
Однако данного регулирования вопросов взаимоотношений владельцев инженерных коммуникаций и владельцев автомобильных дорог в рассматриваемой сфере недостаточно для обеспечения согласованной работы по сохранности автомобильных дорог.
На практике складывается ситуация, когда владельцы автомобильных дорог заключают контракты с подрядчиками на выполнение работ по ремонту и реконструкции дорог с указанием срока проведения работ и порядка их оплаты. Подрядчики из-за несвоевременных действий или бездействия владельцев инженерных коммуникаций не могут выполнить условия контрактов по ремонту дорог, соответственно нарушаются сроки сдачи в эксплуатацию объектов и технологические режимы выполнения работ. Заказчик несет убытки, что влечет дополнительные расходы финансовых средств, возникают дополнительные неудобства владельцев транспортных средств, жителей муниципальных образований.
Так, в связи с тем что работы по реконструкции или капитальному ремонту автомобильной дороги были не согласованы с владельцем инженерных коммуникаций, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2017 N Ф02-1401/2017 по делу N А33-12673/2015 требование об обязании заключить договор на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги на предложенных условиях было удовлетворено в части, поскольку доказательств проведения реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги, которые могли бы явиться причиной переустройства инженерных коммуникаций, не было представлено.
По тем же причинам Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.04.2017 N Ф03-1188/2017 по делу N А51-3771/2016 было удовлетворено требование о взыскании убытков в размере затрат на перекладку водопровода.
Участок автодороги был проложен поверх существовавшего водопровода, обеспечивавшего водоснабжение объектов общества, что повлекло аварии, прорывы, угрожало жизни и здоровью людей, собственник дороги водопровод не перенес, общество за свой счет перенесло водопровод, восстановило асфальтовое покрытие и элементы благоустройства, затраты ему возмещены не были.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.06.2015 N Ф07-1799/2015 по делу N А21-511/2014 было рассмотрено требование об обязании ответчика вынести принадлежащую ему трансформаторную подстанцию за пределы земельного участка.
При этом истец ссылался на то, что размещение на участке подстанции создает препятствия в пользовании участком, предоставленным истцу для проведения реконструкции автодорожного путепровода.
В удовлетворении требования отказано, поскольку затраты, связанные с переносом инженерных коммуникаций, к которым относится и подстанция, компенсируются заказчиком строительства, а не собственником коммуникаций, если соглашением между ними не предусмотрено иное.
В связи с этим предлагается дополнить часть 5 статьи 16 Федерального абзацем следующего содержания:
"Владельцы автомобильных дорог обязаны информировать владельцев инженерных коммуникаций не менее чем за три месяца до планируемого начала реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги, ее участков о сроках таких реконструкции, капитального ремонта с целью обеспечения своевременной прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги.".
Часть 5 статьи 19 дополнить абзацем следующего содержания:
"Владельцы инженерных коммуникаций обязаны информировать владельцев автомобильных дорог не менее чем за три месяца до планируемого начала работ по прокладке, переносу или переустройству инженерных коммуникаций о сроках таких работ.".
Предполагается, что данные изменения будут способствовать улучшению взаимодействия владельцев инженерных коммуникаций и владельцев автомобильных дорог.
Получено положительное заключение Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (решение от 31.10.2017 N 104).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и в дальнейшем реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.