Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 339730-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство, регулирующее закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд основано на главных положениях Конституции Российской Федерации. В частности, таких как гарантия единства экономического пространства, гарантия свободного перемещения товаров, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности. При этом нельзя забывать такие главные принципы законодательства в сфере закупок как обеспечение гласности и прозрачности закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В то же время, действующее законодательство в сфере закупок не обеспечивает в полной мере соблюдение данных принципов.
Вышеуказанные принципы можно считать требованиями к участникам закупок. В частности предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, информационное обеспечение закупки или реестр договоров, заключенных заказчиками (статья 4, статья 4.1 и статья 5 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") и другие требования.
Поскольку законодательно закреплено, что на стороне одного участника закупки может выступать несколько лиц, независимо от организационно-правой формы и других критериев, предлагается усовершенствовать законодательство в сфере закупок. В частности - установить норму, по которой при подаче заявки на участие в закупке участник обязан предоставлять сведения о всех возможных выгодоприобретателях (физических лицах) участниках закупки, в том числе сведения об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (сведения должны содержать размер доли (акции) выгодоприобретателя (физического лица) в организациях - участниках закупки).
Многочисленные расследования правоохранительных органов, а также журналистские расследования показывают, что нередки случаи участия в тендерах предприятий, созданных одним и тем же лицом или одной и той же группой лиц. Принятие данного законопроекта позволит выявлять эти случаи на стадии подачи документов для участия в тендере. И, соответственно, позволит обеспечить повышение открытости и прозрачности участников закупок при освоении государственных средств, а также исключить возможные злоупотребления в данной сфере, в том числе коррупционного характера.
Такое положение было установлено, причем, в более жесткой форме, без нижнего предела выгодоприобретателя, предлагаемого настоящим законопроектом, в отношении ряда крупнейших предприятий как ОАО "Газпром", ОАО "Аэрофлот", ГК "Автодор" и др. Этот порядок установлен поручением Председателя Правительства В.В. Путиным N ВП-П13-9308 от 28 декабря 2011 года. Целесообразно распространить действующий порядок на все сферы экономики.
Предлагаемые нормы закона не вызовут затруднений у участников закупок, так как реестр выгодоприобретателей возможно составить заблаговременно, и менять его по мере изменений. В то же время, введение дополнительной ступени контроля, как со стороны власти, так и со стороны общественности, будет дополнительным препятствием для создания коррупционных схем.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.