Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 347157-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Конституционный Суд Российской Федерации определил, что исполнительский сбор представляет собой меру штрафного характера, а не обязанностью возмещения расходов по совершению исполнительных действий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 419-О-П).
Таким образом, должники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и проводящие реструктуризацию долга совместно с кредитором, иногда с участием Государства - в рамках реализации государственных программ помощи заемщикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - то есть за счет бюджетных средств, выделяемых на помощь гражданам, должны быть освобождены от взыскательных мер в том случае, если взыскатель долга сам отказывается от взыскания долга (например, после подписания мирового соглашения или соглашения об отступном, или при реструктуризации долга путем участия в государственной программе помощи нуждающимся гражданам). В настоящее время даже в этом случае пристав исполнитель предъявляет постановление о взыскании 7% исполнительского сбора от всей суммы задолженности или стоимости имущества, на которое было обращено взыскание.
Проект федерального закона вносит изменения в порядок наложения денежного взыскания в виде исполнительского сбора на должников, исполнительное производство по которым окончено вследствие заключения мирового соглашения или иного соглашения с кредитором, в том числе отступного, в результате которого кредитор отзывает исполнительные документы как основание осуществления исполнительного производства.
В настоящее время в случае продажи с торгов или оставления заложенного имущества на балансе кредитора, когда исполнительное производство прекращается, и долг по закону должен быть списан, пристав - исполнитель обязан вынести постановление о взыскании 7% исполнительского сбора. Особенно трагически это происходит с ипотечными заемщиками, суммы задолженности и стоимость залогового имущества которых достаточно высоки - граждане лишаются жилья, и даже при прекращении кредитных обязательств получают новый долг в виде суммы в несколько миллионов уже исполнительского сбора.
В случае если заемщиками под залог своей квартиры выступали муж и жена, они получают исполнительные листы на сумму долга в двойном размере, и исполнительский сбор, соответственно, тоже, уже не 7%, а 14% на семью под один и тот же долг под одну и ту же квартиру, так как в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается в указанном размере с каждого из должников.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (утв. Президиумом Верховного суда 13.04.2016) рассмотрела разнонаправленные решения, принимаемые судами и разъяснила, что исполнительский сбор взыскивается однократно в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, то общая сумма непосредственно взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию в пользу взыскателя по исполнительному документу, предусматривающему солидарную ответственность.
Эта позиция закреплена проектом федерального закона в целях защиты интересов сторон исполнительного производства и устранения недочетов в действующем законодательстве об исполнительном производстве.
Проект федерального закона также вносит дополнения в статью 112 Закона в части освобождения от исполнительского сбора должников, участвующих в государственных программах, утвержденных Правительством РФ. Например, программа помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.04.2015 N 373.
Данный проект федерального закона направлен на повышение эффективности исполнения решений судов и защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительных финансовых расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" потребует принятия новой редакции "Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора" (утв. ФССП России 07.06.2014).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.