Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроектом совершенствуется правовое регулирование строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, устанавливаются единые требования к строительству этих объектов (различающиеся в зависимости от их площади), определяются их допустимые предельные параметры (количество надземных этажей - не более чем три, высота - не более 20 м.). Уточняется механизм осуществления государственного строительного надзора, в том числе при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, дачных домов. Предлагается комплексное регулирование процедуры сноса объектов капитального строительства, устанавливаются последствия неисполнения решений о сносе.
Изменения вносятся в ряд федеральных законов, в том числе, в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральный закон от 7.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проектом предусматривается необходимость подготовки проектной документации в отношении объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов площадью более 500 кв.м. Вводятся правила о государственном строительном надзоре за осуществлением строительства таких объектов.
Требования к строительству объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов площадью не более чем 500 кв.м. упрощаются: не потребуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместо этого вводятся положения о направлении лицом, осуществляющим строительство, в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, уведомления о планируемом строительстве (статья 51.1 ГрК РФ), которое действует 10 лет, а также уведомления об окончании строительства (статья 55 ГрК РФ). Сокращается перечень требуемых документов по сравнению с документами, предоставляемыми для получения разрешения на строительство (в частности, не требуется градостроительный план земельного участка). Технический план таких объектов подготавливается на основании декларации об объекте и указанных уведомлений.
Предлагаемые изменения не вызывают концептуальных возражений.
В то же время законопроектом возлагается на орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, в случае соответствия построенного объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома установленным требованиям, обязанность направлять документы об объекте в орган регистрации прав для государственной регистрации права собственности застройщика и государственного кадастрового учета объекта (ст. 15, 19 Федерального закона N 218-ФЗ). Новелла требует обсуждения. В целях обеспечения прав и интересов правообладателей необходим механизм взаимодействия органа регистрации прав, правообладателя земельного участка, уполномоченного органа при осуществлении регистрационной процедуры (например, в случае приостановления процедуры). Дополнительной проработки данный механизм требует также с учетом возможных споров о правах на земельный участок, на возведенный объект, в случае изменения правообладателя земельного участка.
Законопроектом подробно регулируется осуществление сноса объектов капитального строительства (как самовольных построек, так и объектов, возведенных в границах зон с особыми условиями использования территорий). В этих целях в ГрК РФ вводится новая глава 6.4. При этом снос объекта, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством не принято решение о сносе самовольной постройки и который расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, при том что режим зоны не допускает размещение такого объекта, осуществляется по решению собственника такого объекта самостоятельно или на основании соглашения. При отсутствии согласия - снос осуществляется исключительно на основании решения суда. Неочевидно, в связи с чем предусмотрены два варианта сноса: по желанию собственника или по соглашению. Из текста законопроекта непонятен порядок возмещения убытков, если снос осуществляется не на основании соглашения.
Дополнительного обсуждения требуют изменения ЗК РФ, предусматривающие принудительное прекращение прав на земельный участок, в случае если правообладателем земельного участка самовольная постройка в установленный срок не снесена или не осуществлено приведение ее в соответствие с требованиями законодательства.
ЗК РФ дополняется статьей 54.1, которая предусматривает в указанном выше случае изъятие у собственника земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, путем его продажи с публичных торгов. При этом, если стоимость работ по сносу земельного участка превышает рыночную цену земельного участка, начальная цена продажи определяется равной одному рублю. На нового собственника земельного участка возлагаются обязательства по сносу постройки или приведению ее в соответствие с требованиями законодательства.
Изменения в ЗК РФ также предусматривают в указанном выше случае принудительное прекращение в административном порядке (по решению уполномоченного органа) без возмещения убытков ограниченных вещных прав на земельный участок: пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, а также отказ публичного образования - арендодателя от исполнения договора аренды земельного участка.
Представляется, что лишение права на земельный участок является исключительной мерой, которая должна быть соразмерной последствиям совершения определённых действий (например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде). Необходимо принимать во внимание статью 1 ГК РФ, которая закрепляет принципы равенства участников гражданских отношений, неприкосновенности собственности, необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Дополнительного обсуждения требуют проектируемые изменения ГПК РФ и АПК РФ. Следует отметить, что предлагаемые изменения в процессуальное законодательство не обоснованы в пояснительной записке. Речь, в частности, идет о проектируемых нормах, устанавливающих сокращенный срок рассмотрения дел о сносе самовольных построек (не более месяца), принимая во внимание необходимость соблюдения принципа состязательности сторон.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству с учетом замечаний поддерживает проект федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.