Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
на проект федерального закона N 1069639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1069639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) в Российской Федерации была создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
В рамках указанной системы создан институт уполномоченных банков, через которые осуществляются все расчеты в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ). На головных исполнителей и исполнителей ГОЗ возложена обязанность открывать по каждому государственному контракту в указанных банках отдельные счета. Уполномоченные банки осуществляют контроль за расходованием средств с отдельных счетов.
Законопроектом предлагается скорректировать отдельные положения межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении ГОЗ по результатам правоприменительной практики Федерального закона N 159-ФЗ.
Ранее Комитет Государственной Думы по промышленности в заключении на проект федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 159-ФЗ) отмечал, что требование к исполнителям ГОЗ о необходимости открытия отдельных счетов в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, приведет к массовым отказам исполнителей от поставок продукции (комплектующих) по ГОЗ, как и произошло на практике.
Для решения данной проблемы законопроектом предлагается установить обязательность заключения контракта в сфере ГОЗ организацией, занимающей в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере ГОЗ доминирующее положение, при условии отсутствия у нее обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта. За отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения указанного контракта предлагается ввести административную ответственность (штраф до 1 млн. рублей).
Обращаем внимание, что вопрос с отказами от заключения контрактов в сфере ГОЗ организациями, которые не занимают доминирующее положение в сфере ГОЗ и выпускают продукцию двойного назначения остается актуальным.
Ранее Комитет Государственной Думы по промышленности в заключении на проект федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 159-ФЗ) отмечал, что межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении ГОЗ не позволит предприятиям создавать опережающие заделы материально-технических ресурсов и осуществлять их оптовые закупки, что скажется на повышении стоимости продукции, поставляемой по ГОЗ.
В целях решения указанной проблемы законопроектом предлагается предоставить головному исполнителю право на возмещение расходов, связанных с формированием за счет собственных средств запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения ГОЗ, до исполнения контракта, т.е. сразу после получения авансовых платежей от государственного заказчика.
Реализация проектируемой нормы позволит головным исполнителям, в том числе погашать кредиты, привлеченные для формирования указанных запасов, до полного исполнения государственного контракта.
При этом исполнители государственного контракта, как по действующему законодательству, так и после вступления в силу положений законопроекта имеют право (будут иметь право) на возмещение расходов, связанных с формированием за счет собственных средств запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ, только после исполнения контракта.
Законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) понятие "продукция с длительным технологическим циклом производства".
Исполнителям, которые участвуют в производстве продукции, имеющей длительный технологический цикл производства, законопроектом предлагается, как и головным исполнителям, предоставить право на возмещение расходов, связанных с формированием за счет собственных средств запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ, до полного исполнения государственного контракта.
В целях реализации предложенных изменений по возмещению расходов, связанных с формированием за счет собственных средств запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон N 275-ФЗ, которые позволят перечислять с отдельного счета денежные средства ГОЗ на возмещение указанных расходов.
Кроме того, перечень разрешенных в соответствии с режимом использования отдельного счета операций законопроектом предлагается дополнить "иными обязательными платежами в бюджетную систему Российской Федерации" и выплатами, связанными с предоставлением работникам установленных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения).
Пунктом "а" части 5 проектируемой статьи 1 законопроекта предлагается внести уточняющее изменение в режим использования отдельного счета, которое однозначно позволит списывать с отдельного счета исполнителя контракта в сфере ГОЗ не только тело кредита, выданного уполномоченным банком исполнителю, но и проценты по такому кредиту.
После вступления в силу положений законопроекта Федеральная антимонопольная служба получит доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа.
Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает принятие проекта федерального закона N 1069639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении и предлагает принять законопроект в качестве Федерального закона в весеннюю сессию 2016 года.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.