Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 374020-7 "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации кассационной инстанцией по рассмотрению жалоб, представлений и протестов на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Апелляционной инстанцией по рассмотрению жалоб, представлений на не вступившие в законную силу приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции, является соответствующая судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. При этом апелляционной инстанцией на промежуточное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенное им в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции является судебная коллегия по уголовным делам того же областного и равного ему суда. Частная жалоба, представление на определение верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу также подлежит рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда.
Постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные мировыми судьями, подлежат обжалованию в районный суд, а затем в порядке, предусмотренном для обжалования вступивших в законную силу постановлений по таким делам в верховный суд республики, краевой, областной и равный им суд, где рассматриваются председателем соответствующего суда или его заместителем.
Не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные районными судьями, подлежат обжалованию в верховный суд республики, краевой, областной или равный им суд, где рассматриваются судьями названных судов. Далее жалобы на такие постановления и решения рассматриваются в порядке, предусмотренном для обжалования вступивших в законную силу постановлений, решений, председателями верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов или их заместителями.
Впоследствии вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях, вынесенные как мировыми судьями, так и судьями районных судов, пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации председателем указанного суда, его заместителем или по их поручению судьей этого суда.
Согласно данным судебной статистики, в 2016 году по первой инстанции рассмотрено:
уголовных дел: областными и равными им судами - 1 542, окружными (флотскими) военными судами - 243, районными судами - 489 077, гарнизонными военными судами - 5 701, мировыми судьями - 467 306;
гражданских и административных дел: областными и равными им судами - 17 922, окружными (флотскими) военными судами - 92, районными судами - 4 676 965, гарнизонными военными судами - 32 905, мировыми судьями - 12 302 219;
дел об административных правонарушениях: районными судами 826 979, гарнизонными военными судами - 14 257, мировыми судьями - 5 581 935.
В апелляционном порядке в 2016 году рассмотрено жалоб и представлений:
по уголовным делам: областными и равными им судами - 283 555, окружными (флотскими) военными судами - 2 166, районными судами - 36 147;
по гражданским и административным делам: областными и равными им судами - 719 815, окружными (флотскими) военными судами - 8817, районными судами - 151 356;
по делам об административных правонарушениях: областными и равными им судами - 44 792, окружными (флотскими) военными судами - 722, районными судами - 362 395, гарнизонными военными судами - 234.
В 2016 году областными и равными им судами, окружными (флотскими) военными судами рассмотрено в кассационном порядке по уголовным, гражданским и административным делам 225 693 жалоб и представлений, из них 90 975 - по уголовным делам, 134 718 - по гражданским и административным делам. На вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях областными и равными судами, окружными (флотскими) военными судами рассмотрено 46 729 жалоб и протестов.
Судебными коллегиями по гражданским делам и судебными коллегиями по уголовным делам областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов рассмотрено 8 093 апелляционных жалобы, представления на промежуточные и иные судебные постановления, принятые этими же судами по первой инстанции, из них 3 363 - по уголовным делам и 4 730 - по гражданским и административным делам.
Кроме того, по данным судебной статистики в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в 2016 году обжаловано 2 576 решений областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции (1 396 - по уголовным делам и 1 180 - по гражданским и административным делам).
В настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.
Структурное выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку, при этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов в Российской Федерации можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов.
Исходя из этих обстоятельств был подготовлен предлагаемый законопроект.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Верховном Суде Российской Федерации", определяющих полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции.
Согласно законопроекту кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.
На основе анализа данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке по соответствующим категориям дел за несколько предыдущих лет, в законопроекте предусмотрено создание в Российской Федерации девяти кассационных судов общей юрисдикции.
В соответствии с законопроектом кассационный суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по делам военнослужащих.
Президиум кассационного суда образуется в составе председателя и заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и судей соответствующего суда. Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.
Президиум суда утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебных коллегий из числа судей этого суда; рассматривает материалы для изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам, судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по делам военнослужащих кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда, их возглавляют председатели коллегий.
Законопроектом определено, что судебные коллегии кассационного суда рассматривают:
дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятые по жалобам и представлениям на судебные акты областных и равных им судов, отнесенных к соответствующему судебному округу, судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве судов первой и апелляционной инстанций;
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.
Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта инстанционного устройства подсистемы судов общей юрисдикции от действующего в настоящее время станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые в настоящее время сконцентрированы в одних и тех же судах.
К компетенции судебных коллегий областных и равных им судов предлагается отнести только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного и равного ему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции. В свою очередь, из компетенции президиумов областных и равных им судов исключаются процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда общей юрисдикции с принятием законопроекта будут ограничиваться принятием решений по организационным вопросам в пределах ведения соответствующего суда. Таким образом, областные и равные им суды в качестве судов второй инстанции становятся судами апелляционной инстанции.
Полномочия же по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции, которые станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными судами и гарнизонными военными судами.
При этом создание кассационных судов общей юрисдикции обусловлено также необходимостью оптимизации нагрузки областных и равных им судов по рассмотрению дел в кассационном порядке. Приведенные данные о количестве дел, рассмотренных областными и равными им судами по кассационным жалобам, представлениям на судебные акты нижестоящих судов, определяют примерную нагрузку кассационных судов общей юрисдикции.
Кроме того, в соответствии с предлагаемой законопроектом схемой инстанционности судебной системы оспаривание решений мировых судей в судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации будет возможно только в том случае, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в кассационный суд общей юрисдикции им будет вынесено постановление и только при наличии существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Создание кассационных судов общей юрисдикции и формирование их штатного расписания планируется путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов, которая высвободится в результате передачи полномочий областных и равных им судов по рассмотрению дел в кассационном порядке. Предложения о штатной численности кассационных судов общей юрисдикции отражены в приложении 1.
С учетом предложенного законопроектом механизма перераспределения компетенции по рассмотрению кассационных жалоб (представлений) на вступившие в законную силу судебные акты между судами разного уровня, целесообразно также создание структурно обособленных и самостоятельных апелляционных судов общей юрисдикции для рассмотрения жалоб (представлений) на судебные акты, вынесенные по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на промежуточные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке областных и равных им судов общей юрисдикции и часть функций Верховного Суда Российской Федерации. В результате такого изменения компетенции судебных инстанций, с одной стороны, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. С другой стороны, из ведения Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по делам, подсудным, в том числе, судам общей юрисдикции, осуществляющего судебный надзор за их деятельностью, будет исключено рассмотрение дел по жалобам (представлениям) на не вступившие в законную силу судебные акты этих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру данной судебной инстанции, обусловленному содержанием предмета проверки и возможностью вмешательства в разрешение спора только после исчерпания способов проверки судебного акта в других инстанциях (апелляционной или кассационной) и только в исключительных случаях.
В соответствии с законопроектом апелляционный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа.
На основе анализа данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке законопроектом предусмотрено создание в Российской Федерации пяти апелляционных судов общей юрисдикции.
Согласно законопроекту апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Апелляционный суд общей юрисдикции действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по делам военнослужащих. Президиум апелляционного суда общей юрисдикции образуется в составе председателя, заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда. Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.
Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам, судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по делам военнослужащих апелляционного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда, их возглавляют председатели коллегий.
Законопроектом определено, что судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции рассматривают:
дела по апелляционным жалобам, представлениям на не вступившие в законную силу решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, принятые ими в качестве суда первой инстанции;
дела по частным жалобам, представлениям на не вступившие в законную силу определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда по гражданским и административным делам;
дела по апелляционным жалобам, представлениям на промежуточное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда по уголовным делам;
дела по апелляционным жалобам, представлениям на решения Московского городского суда по гражданским делам, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со статьей 144.1 ГПК РФ;
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу судебных постановлений, принятых соответствующей судебной коллегией апелляционного суда общей юрисдикции.
Предложения о штатной численности апелляционных судов общей юрисдикции отражены в приложении 2.
Примерная нагрузка апелляционных судов общей юрисдикции будет определяться исходя из приведенных выше данных о количестве дел, рассмотренных областными и равными им судами и Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном порядке.
Принятие данного федерального конституционного закона позволит обеспечить в подсистеме судов общей юрисдикции необходимую структурированность судебных инстанций, независимость и самостоятельность их функционирования.
Принятие федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" потребует внесения изменений в процессуальное законодательство (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также федеральные законы "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Предложения о возможных вариантах размещения кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции исходя из имеющихся в настоящее время и высвобождающихся помещений приведены в приложениях 3 и 4.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"
Оценка расходов федерального бюджета при создании федеральных апелляционных судов общей юрисдикции
Предлагается создать 5 федеральных апелляционных судов.
Для выделения апелляционных судов в отдельную судебную инстанцию потребуется перераспределение существующей штатной численности судей в количестве 181 единиц и работников аппаратов судов в количестве 362 единицы.
1. Расходы на выплату заработной платы судьям и работникам аппаратов кассационных судов
Предлагается установить должностные оклады судей и государственных гражданских служащих - работников аппаратов федеральных апелляционных судов применительно к должностным окладам судей и работников аппаратов арбитражных апелляционных судов.
По отдельным должностям государственной гражданской службы должностные оклады в апелляционных судах превышают должностные оклады в судах областного звена:
Категория |
Должностной оклад в областном суде, рублей |
Должностной оклад в апелляционном суде, рублей |
Разница в должностных окладах, рублей |
Численность |
Сумма на выплату разницы, тыс. руб. |
Начальник отдела |
5885 |
6052 |
167 |
20 |
177,6 |
Помощник председателя суда |
5885 |
6052 |
167 |
5 |
44,4 |
Заместитель начальника отдела |
5381 |
5885 |
504 |
20 |
535,9 |
Помощник судьи |
5044 |
5212 |
168 |
181 |
1616,8 |
Всего |
|
|
|
|
2374,7 |
Введение в федеральных апелляционных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена. Должностные оклады судей апелляционных судов выше должностных окладов судей в судах областного звена:
Категория |
Средний должностной оклад в областном суде, рублей |
Должностной оклад в апелляционном суде, рублей |
Разница с окладом судьи областного суда, рублей |
Численность |
Сумма на выплату разницы, тыс. руб. |
Председатель суда |
|
30 476,06 |
4714,66 |
5 |
1659,6 |
Заместитель председателя суда |
|
28 782,95 |
3021,55 |
15 |
3190,7 |
Судья |
25 761,4 |
27 767,08 |
2005,68 |
161 |
22 733,2 |
Всего |
|
|
|
|
27 583,5 |
Дополнительных ассигнований из федерального бюджета на выплату разницы в должностных окладах судей и работников аппаратов федеральных апелляционных судов не потребуется: указанные выплаты будут обеспечены за счет разницы в размерах районных коэффициентов и северных надбавок в областных судах (19%) и федеральных апелляционных судах (6,0%).
2. Расходы, связанные с увольнением работников
2.1. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Предполагается, что введение должностей государственной гражданской службы в федеральных апелляционных судах будет осуществляться за счет сокращения аналогичных должностей в судах областного звена.
Таким образом, подлежит сокращению 362 государственных гражданских служащих судов областного звена, из которых 90% (325 чел.) необходимо выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания.
Расходы на выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составят (с учетом начислений страховых взносов во внебюджетные фонды):
на 1 человека: 4629,6 руб. х 53,17 окл.: 12 мес. х 4 мес. х 1,19 (РК и СН) = 97 641,8 руб.;
на 325 чел.: (97 641,8 руб. +97 641,8 : 4 х 1,302) х 325 чел. = 34 129,5 тыс. рублей.
2.2. Предполагается, что введение в федеральных апелляционных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда и судей будет осуществляться за счет сокращения должностей судей в судах областного звена.
Таким образом, подлежат выведению из штата судов областного звена 100 единиц судей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" при упразднении или реорганизации суда судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется ежемесячное денежное вознаграждение.
При этом в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" судьям Российской Федерации, переведенным в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме.
Таким образом, при переводе судей из судов областного звена в федеральные апелляционные суды возникают дополнительные расходы, связанные с переездом судей и членов их семей (предполагается, что 50% судей согласятся на перевод):
100,0 тыс. руб. х 91 чел. = 9100,0 тыс. рублей.
Выплата ежемесячного денежного вознаграждения будет осуществляться в пределах фонда оплаты труда.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности (предполагается, что от назначения могут отказаться 50% от сокращаемой численности судей - 90 человек).
Расходы на выплату компенсации составят:
125 586,8 руб. х 12 мес. х 90 ед. х 1,19 (РК и СН) х 1,053 (страх, взносы) = 169 958,6 тыс. рублей.
Расходы на выплату выходного пособия составят:
(125 586,8 руб. х 3 года + 125 586,8 х 22 года х 1,15) х 1,19 (РК и СН) х 90 ед. = 380 644,9 тыс. рублей;
с учетом начислений во внебюджетные фонды - 390 664,7 тыс. рублей.
3. Расходы, связанные с оборудованием рабочих мест и залов судебных заседаний
Оснащение судов оргтехникой (факсы, мини-АТС, КМ А, сотовые телефоны):
1280,08 тыс. рублей х 5 судов = 6400,0 тыс. рублей;
Оснащение рабочих мест и залов судебных заседаний техническими средствами ГАС "Правосудие" (системные блоки, мониторы, источники бесперебойного питания, принтеры, серверное и сетевое оборудование, структурированные кабельные системы, подсистемы видеоконференц-связи, аудио-, видеопротоколирования, прочие подсистемы):
302,7 тыс. рублей х (181+362) чел. = 164 366,1 тыс. рублей;
С учетом общей амортизации имущественного комплекса ГАС "Правосудие" (около 50%) демонтаж и перемещение технических средств и подсистем между субъектами Российской Федерации нецелесообразны.
Оснащение кабинетов судей и работников аппаратов судов мебелью:
150,0 тыс. руб. х 181 чел. + 75,0 тыс. руб. х 362 чел. = 54 300,0 тыс. рублей.
Всего расходов, связанных с оборудованием рабочих мест и залов судебных заседаний - 225 066,1 тыс. рублей.
Таким образом, дополнительные расходы Судебного департамента, связанные с созданием федеральных апелляционных судов, могут составить 828 918,9 тыс. рублей (расходы разового характера).
Из средств федерального бюджета потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в объеме до 555 030,8 тыс. рублей (расходы разового характера), в том числе
на выплату выходного пособия судьям - 390 664,7 тыс. рублей;
на оснащение рабочих мест и залов судебных заседаний техническими средствами - 164 366,1 тыс. рублей.
Остальные расходы, возникающие при создании федеральных апелляционных судов, будут осуществляться в пределах средств, предусмотренных Судебному департаменту на содержание федеральных судов.
Оценка расходов федерального бюджета при создании федеральных кассационных судов общей юрисдикции
Предлагается создать 9 федеральных кассационных судов.
Для выделения кассационных судов в отдельную судебную инстанцию потребуется перераспределение существующей штатной численности судей в количестве 723 единиц и работников аппаратов судов в количестве 1326 единиц, высвобождающихся из верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов в результате передачи их полномочий по рассмотрению дел в кассационном порядке, а также выделение дополнительной штатной численности помощников судей в количестве 723 единицы (Приложение 1).
1. Расходы на выплату заработной платы судьям и работникам аппаратов кассационных судов
Предлагается установить должностные оклады судей и государственных гражданских служащих - работников аппаратов кассационных судов применительно к должностным окладам судей и работников аппаратов арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов).
По отдельным должностям государственной гражданской службы должностные оклады в кассационных судах превышают должностные оклады в судах общей юрисдикции:
Категория |
Должностной оклад в областном суде, рублей |
Должностной оклад в апелляционном суде, рублей |
Разница в должностных окладах, рублей |
Численность |
Сумма на выплату разницы, тыс. руб. |
Начальник отдела |
5885 |
6052 |
167 |
63 |
559,4 |
Помощник председателя суда |
5885 |
6052 |
167 |
18 |
159,8 |
Заместитель начальника отдела |
5381 |
5885 |
504 |
63 |
1688,3 |
Помощник судьи |
5044 |
5212 |
168 |
496 |
4430,5 |
Всего |
|
|
|
|
6838,0 |
Введение в кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, председателя судебной коллегии предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена. Должностные оклады судей кассационных судов выше должностных окладов судей в судах областного звена:
Категория |
Средний должностной оклад в областном суде, рублей |
Должностной оклад в апелляционном суде, рублей |
Разница с окладом судьи областного суда, рублей |
Численность |
Сумма на выплату разницы, тыс. руб. |
Председатель суда |
|
30 476,06 |
4714,66 |
9 |
2987,2 |
Заместитель председателя суда |
|
28 782,95 |
3021,55 |
36 |
7657,8 |
Судья |
25 761,4 |
27 767,08 |
2005,68 |
678 |
95 733,5 |
Всего |
|
|
|
|
106 378,5 |
Дополнительных ассигнований из федерального бюджета на выплату разницы в должностных окладах судей и работников аппаратов кассационных судов не потребуется: указанные выплаты будут обеспечены за счет разницы в размерах районных коэффициентов и северных надбавок в областных судах (19%) и кассационных судах (9,1%).
Для введения дополнительной штатной численности помощников судей потребуются дополнительные ассигнования из федерального бюджета в объеме (с учетом начисления на указанные суммы страховых взносов во внебюджетные фонды):
5 212 руб. х 53,17 окл. х 723 ед. х 1,091 (РК и СН) х 1,302 = 284 593,6 тыс. рублей.
2. Расходы, связанные с увольнением работников
2.1. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Предполагается, что введение должностей государственной гражданской службы в кассационных судах будет осуществляться за счет сокращения аналогичных должностей в судах областного звена.
Таким образом, подлежит сокращению 1362 государственных гражданских служащих судов областного звена, из которых 90% (1194 чел.) необходимо выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания.
Расходы на выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составят (с учетом начислений страховых взносов во внебюджетные фонды):
на 1 человека: 4629,6 руб. х 53,17 окл.: 12 мес. х 4 мес. х 1,19 (РК и СН) = 97 641,8 руб.;
на 1194 чел.: (97 641,8 руб.. + 97 641,8: 4 х 1,302) х 1194 чел = 125 386,4 тыс. рублей.
2.2. Предполагается, что введение в кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, председателя судебной коллегии и судей будет осуществляться за счет сокращения должностей судей в судах областного звена.
Таким образом, подлежат выведению из штата судов областного звена судьи в количестве 723 единиц.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" при упразднении или реорганизации суда судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется ежемесячное денежное вознаграждение.
При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" судьям Российской Федерации, переведенным в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме.
Таким образом, при переводе судей из судов областного звена в кассационные суды возникают дополнительные расходы, связанные с переездом судей и членов их семей (предполагается, что 50% судей согласятся на перевод):
100,0 тыс. руб. х 362 чел. = 36 200,0 тыс. рублей.
Выплата ежемесячного денежного вознаграждения будет осуществляться в пределах фонда оплаты труда.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности (предполагается, что от назначения могут отказаться 50% от сокращаемой численности судей - 361 человек).
Расходы на выплату компенсации составят:
125 586,8 руб. х 12 мес. х 361 ед. х 1,19 (РК и СН) х 1,053 (страх, взносы) = 681 722,8 тыс. рублей.
Расходы на выплату выходного пособия составят:
(125 586,8 руб. х 3 года + 125 586,8 х 22 года х 1,15) х 1,19 (РК и СН) х 361 ед. = 1 526 808,9 тыс. рублей.
С учетом начислений во внебюджетные фонды - 1 592 538,5 тыс. рублей.
3. Расходы, связанные с оборудованием рабочих мест и залов судебных заседаний
Оснащение судов оргтехникой (факсы, мини-АТС, КМА, сотовые телефоны):
1846,25 тыс. рублей х 9 судов = 16 616,2 тыс. рублей;
Оснащение рабочих мест и залов судебных заседаний техническими средствами ГАС "Правосудие" (системные блоки, мониторы, источники бесперебойного питания, принтеры, серверное и сетевое оборудование, подсистемы видеоконференц-связи, аудио- и видеопротоколирования, прочие подсистемы):
205,9 тыс. рублей х (723 + 2049) чел. = 570 754,8 тыс. рублей;
С учетом общей амортизации имущественного комплекса ГАС "Правосудие" (около 50%) демонтаж и перемещение технических средств и подсистем между субъектами Российской Федерации нецелесообразны.
Оснащение кабинетов судей и работников аппаратов судов мебелью:
150,0 тыс. руб. х 723 чел. + 75,0 тыс. руб. х 2049 чел. = 262 125,0 тыс. рублей.
Всего расходов, связанных с оборудованием рабочих мест и залов судебных заседаний, - 849 496,0 тыс. рублей.
Таким образом, дополнительные расходы Судебного департамента, связанные с созданием кассационных судов, могут составить 3 569 937,3 тыс. рублей, в том числе расходы разового характера -3 285 343,7 тыс. рублей.
Из средств федерального бюджета потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в объеме до 2 447886,9 тыс. рублей, в том числе на введение дополнительной штатной численности помощников судей в кассационных судах - 284 593,6 тыс. рублей;
на оснащение рабочих мест и залов судебных заседаний техническими средствами - 570 754,8 тыс. рублей (расходы разового характера);
на выплату выходного пособия судьям - 1 592 538,5 тыс. рублей (расходы разового характера).
Остальные расходы, возникающие при создании кассационных судов, будут осуществляться в пределах средств, предусмотренных Судебному департаменту на содержание федеральных судов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
3) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";
6) Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в части приложения);
8) Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.