Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 376642-7 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N АХ-П9-9469.
Анализ законодательства Российской Федерации в части регулирования вопросов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов показывает, что правовое регулирование и требования в данной сфере на морских акваториях существенно отличается от правового регулирования таких же правоотношений на сухопутной территории.
Законопроект направлен на гармонизацию регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В настоящее время для морских акваторий Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 287-ФЗ) для организаций установлен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Законом N 287-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Для сухопутных территорий аналогичное регулирование на законодательном уровне отсутствует, равно как и полномочия Правительства Российской Федерации по установлению требований в данной сфере.
В настоящее время для сухопутных территорий действует порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
В соответствии с указанным порядком организации подготавливают и направляют планы в региональные и федеральные органы власти на согласование, которое, как правило, затягивается по времени ввиду отсутствия регламентации сроков и необходимости учета противоречивых позиций согласующих органов, после чего план утверждается Минэнерго России и МЧС России. При этом существующая процедура утверждения планов приводит к затягиванию срока ввода в эксплуатацию построенных объектов нефтяной отрасли.
В целях ликвидации данного правового пробела, а также установления оптимизации и прозрачности регулирования законопроектом вносятся изменения в изменения в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды", устанавливающие по аналогии с федеральными законами "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "О континентальном шельфе Российской Федерации" уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Учитывая гораздо более значительное количество нефтегазовых объектов на суше по сравнению с морскими акваториями, законопроектом вместо обязательности наличия заключения государственной экологической экспертизы на проект плана вводится согласование проекта плана Росприроднадзором, что более оптимально по срокам и процедурам (например, не требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду, упрощенный порядок внесения изменений в план).
В целях установления механизма контроля за соответствием планов установленным требованиям законопроектом предусмотрен следующий порядок их утверждения.
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей на сухопутных территориях добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов при условии наличия:
заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению ее готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
согласования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного экологического надзора.
Эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении плана в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, с приложением утвержденного плана.
Внесение изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется эксплуатирующей организацией, которая направляет уведомление о внесении изменений в план в Росприроднадзор с приложением утвержденного измененного плана.
В целях гармонизации регулирования отношений на сухопутной и морских акваториях законопроектом также вносятся изменения в статью 22.2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и в статью 16.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в части необходимости получения заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выданном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании проведенных комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 8 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием устанавливать требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований в части разливов нефти и нефтепродуктов.
Законопроектом Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территориях и в акваториях водных объектов, критериев определения объектов, эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требований к содержанию планов на сухопутной территории, порядка выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, порядка проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, порядка согласования проекта плана с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, порядка уведомления об утверждении плана федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Реализация норм правового регулирования, предлагаемых законопроектом, относится к сферам деятельности, обеспечивающим достижение целей государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300. Достижение целей указанной государственной программы Российской Федерации осуществляется путем правового регулирования в сфере реализации государственной программы, не включающего разработку данного законопроекта.
Принятие законопроекта не окажет негативного воздействия на достижение целей иных государственных программ Российской Федерации при ожидаемом положительном влиянии на снижении рисков загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами при различных видах хозяйственной деятельности, повышении готовности сил и средств к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов, повышении эффективности государственного надзора.
Выполнение полномочий, возлагаемых проектируемыми нормами на федеральные органы исполнительной власти, осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.), положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования" со сроками - 9 месяцев со дня опубликования Федерального закона (ответственные исполнители - Минприроды России, МЧС России, Минтранс России, Минэкономразвития России).
Предусматривается усиление мер ответственности за несоблюдение требований законодательства в части организации мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов лицами, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, в том числе не предоставление в надзорные органы информации по фактам аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, акватории поверхностных водных объектов, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, а также за невыполнение мероприятий, предусмотренных планами по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, равно как и отсутствие или несоответствие планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации установленным Правительством Российской Федерации требованиям к содержанию таких планов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" со сроками - 6 месяцев со дня опубликования Федерального закона (ответственные исполнители Минприроды России, Минтранс России, Минэнерго России, МЧС России и Ростехнадзор).
Необходимо установить:
правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на сухопутных территориях;
критерии определения объектов, эксплуатация которых осуществляется при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
требования к содержанию планов на сухопутных территориях;
порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
порядок согласования проекта плана с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора;
порядок уведомления об утверждении плана федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;
порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о факте разлива нефти и нефтепродуктов.
2. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного экологического надзора" со сроками - 6 месяцев со дня опубликования Федерального закона (ответственные исполнители - Минприроды России, Минтранс России, Минэнерго России).
Необходимо внести изменения в:
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400;
Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 426;
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 903.
Необходимо установить, что Росприроднадзор осуществляет надзор за соблюдением требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, установить, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, эксплуатация которых допускается при наличии планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также включить в критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, объекты, эксплуатация которых допускается при наличии планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, установив определенные условия такого отнесения (за исключением сферы федерального государственного транспортного надзора).
3. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236" со сроками - 6 месяцев со дня опубликования Федерального закона (ответственные исполнители - Минтранс России, Минприроды России, Минэнерго России).
Необходимо установить, что при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием и в области внутреннего водного транспорта предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований к содержанию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (за исключением сферы федерального государственного экологического надзора).
4. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" со сроками - 6 месяцев со дня опубликования Федерального закона (ответственные исполнители Ростехнадзор, Минприроды России, Минэнерго России).
Необходимо установить, что указанное постановление Правительства Российской Федерации не распространяется на разливы нефти и нефтепродуктов.
5. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" со сроками - 6 месяцев со дня опубликования Федерального закона (ответственные исполнители - Минтранс России, Минприроды России, Минэнерго России).
Необходимо установить порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, а также порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов.
6. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований в части разливов нефти и нефтепродуктов" со сроками - 6 месяцев со дня опубликования Федерального закона (ответственные исполнители - МЧС России, Минприроды России, Минэнерго России).
Необходимо установить требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований в части разливов нефти и нефтепродуктов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.