Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 379630-7 "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой исполнения наказаний в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N Пр-1296, поручением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N СП-П4-4339.
Законопроект подготовлен в целях регламентации вопросов прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Законопроектом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Положениями законопроекта регулируются правоотношения при поступлении граждан Российской Федерации на службу в уголовно-исполнительную систему и ее прохождении на должностях сотрудников уголовно-исполнительной системы и не на должностях сотрудников уголовно-исполнительной системы в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) актами Президента Российской Федерации.
Законопроектом для сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) сохраняются специальные звания "внутренней службы". При этом законопроектом сохраняются традиционные институты присвоения специальных званий в соответствии с замещаемой должностью, закрепляются системные подходы к соотнесению специальных званий с воинскими званиями и классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации.
Отдельная глава законопроекта посвящена должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы. В этой главе указанные должности классифицированы по группам, а также определены общие квалификационные требования к этим должностям.
Должности сотрудников, исходя из соответствующих им специальных званий, подразделяются на пять групп: должности высшего начальствующего состава, старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, младшего начальствующего состава и рядового состава.
Все должности сотрудников подлежат включению в соответствующие перечни.
В целях регламентации правового положения (статуса) сотрудника законопроектом определяется понятие "сотрудник" и устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, требования к служебному поведению сотрудников.
Предлагаемое к законодательному урегулированию количество запретов и ограничений на службе в уголовно-исполнительной системе превышает в силу ее специфики количество запретов и ограничений на государственной гражданской службе и на военной службе. Дополнительные ограничения прав и свобод в отношении сотрудника устанавливаются в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан.
В целях компенсации вводимых запретов и ограничений, а также в целях обеспечения исполнения сотрудником его должностных обязанностей законопроектом закрепляется право сотрудника на дополнительные социальные гарантии, устанавливаемые федеральным законодательством.
Законопроектом устанавливаются обязательность служебных отношений на контрактной основе, конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности, порядок урегулирования конфликта интересов, антикоррупционные и другие правовые механизмы, основанные на действующем законодательстве Российской Федерации и принятых Российской Федерацией международных обязательствах.
Законопроектом вводится такое понятие, как "контракт", определяются стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения; детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта сотрудника. Законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения.
Законопроектом предлагается законодательно закрепить общепринятые для этого вида государственной службы положения, касающиеся единоначалия и субординации при прохождении службы, единства организации прохождения службы, обязательного профессионального отбора при поступлении на службу. При этом положениями законопроекта регулируются исключительно вопросы прохождения службы в УИС и не затрагиваются особенности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определяемые Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (такие, как структура уголовно-исполнительной системы, порядок применения оружия и специальных средств и т.д.).
Законопроектом определяются порядок обработки, хранения и передачи персональных данных сотрудников, порядок ведения личных дел сотрудников, а также задачи кадровой работы.
Отдельная глава законопроекта посвящена вопросам применения к сотрудникам мер поощрения, а также вопросам соблюдения служебной дисциплины на службе в уголовно-исполнительной системе, наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок.
В законопроекте регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха сотрудников, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, а также обеспечивается единый подход к установлению продолжительности отпусков на службе в уголовно-исполнительной системе. Продолжительность отпуска ставится в зависимость от выслуги лет и от условий прохождения службы.
Реализация определенных законопроектом принципов и приоритетных направлений формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы должна обеспечить решение задач, связанных с обновлением и ротацией кадрового состава.
Совершенствованию профессиональных качеств сотрудников должны содействовать нормы законопроекта, касающиеся профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки служащих.
Отдельной главой законопроекта регулируются вопросы рассмотрения индивидуальных служебных споров.
При подготовке законопроекта учтен опыт правового регулирования правоохранительной службы, применимый для уголовно-исполнительной системы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" потребует:
1) внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 1229 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий";
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе";
3) издания приказов Минюста России:
"Об утверждении дисциплинарного устава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы";
"О порядке рассмотрения служебных споров в уголовно-исполнительной системе";
4) издания приказов ФСИН России:
"Об утверждении требований к профилю образования по отдельным должностям в уголовно-исполнительной системе";
"О порядке ведения реестра сотрудников уголовно-исполнительной системы";
"О порядке организации наставничества в уголовно-исполнительной системе";
"О порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.