Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 381792-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях расширения имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 33 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Законопроект направлен на решение следующих основных задач:
введение бессрочного права выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества;
распространение указанного права на федеральное имущество;
создание возможности для вовлечения земельных участков в механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП.
В настоящий момент в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты МСП, арендующие государственное или муниципальное имущество, могут воспользоваться в срок до 1 июля 2018 г. преимущественным правом его выкупа. При этом предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ условия выкупа привязаны к сроку нахождения имущества в аренде.
Наделение субъектов МСП преимущественным правом выкупа имеет целью создание условий для вовлечения в полноценный хозяйственный оборот государственного или муниципального имущества, не используемого для реализации установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По данным Росреестра, общее количество договоров, заключенных в рамках Федерального закона N 159-ФЗ, по состоянию на конец 2016 года составило 50 304 единицы. При этом наибольшее количество сделок приходится в отношении муниципального имущества. Согласно данным за 2016 год общее количество договоров купли-продажи имущества составило 4224 единицы, из которых 1139 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из государственной собственности субъектов Российской Федерации (27% общего числа заключенных договоров), 2977 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из собственности муниципальных образований (70,4% общего числа заключенных договоров), 108 договоров купли-продажи приходятся на объекты недвижимости, продавцами которых являются государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие (2,6% общего числа заключенных договоров).
Законопроект предусматривает введение бессрочного действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества. Данное предложение было поддержано большинством субъектов Российской Федерации и объединениями предпринимателей (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ") в рамках мониторинга практики применения Федерального закона N 159-ФЗ в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (пункт 12 перечня поручений от 25 сентября 2015 г. N ИШ-П13-6560).
При этом в соответствии с законопроектом отменяется привязка к дате, по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта МСП в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества для реализации преимущественного права выкупа.
В то же время в настоящий момент на недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, Федеральный закон N 159-ФЗ не распространяется.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные указанным Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизации не подлежит имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Отсутствие механизма выкупа арендуемого федерального имущества ставит арендаторов такого имущества - субъектов МСП в неравное положение с арендаторами муниципальной или региональной собственности.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 154) предусмотрено, что в федеральной собственности может находиться ограниченный (закрытый) перечень видов имущества, в первую очередь предназначенного для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, а также для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и исполнения ими возложенных на них публичных полномочий.
Однако на практике недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и не используемое для вышеуказанных целей, сдается в аренду, в том числе субъектам МСП.
Предоставление субъектам МСП преимущественного права выкупа недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по аналогии с уже имеющимся у них преимущественным правом выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, представляется оправданным в целях уравнивания в правах арендаторов федерального имущества и арендаторов имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества. Такой подход позволит решить следующие задачи:
1) увеличить число субъектов МСП - собственников помещений;
2) обеспечить стабильные и предсказуемые условия для выкупа помещений;
3) исключить случаи воспрепятствования субъектам МСП в реализации права на приобретение арендуемого имущества в собственность путем совершения уполномоченными органами действий по безвозмездной передаче спорного имущества в федеральную собственность.
Кроме того, в целях реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий по обязательному дополнению перечней государственного имущества и муниципального имущества, предназначенных для сдачи в аренду субъектам МСП в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее соответственно - перечни, Федеральный закон N 209-ФЗ), а также повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, законопроектом предлагается дополнить статью 18 Федерального закона N 209-ФЗ положением, предусматривающим, что правообладатели такого имущества (государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия) вправе вносить предложения о включении указанного имущества в перечни с согласия собственника имущества в лице уполномоченного органа по распоряжению государственной или муниципальной собственностью.
Необходимость создания нормативных оснований для вовлечения земельных участков в механизм имущественной поддержки субъектов МСП и установления особого порядка предоставления земельных участков субъектам МСП обусловлена следующим.
По состоянию на июнь 2017 г. общее число объектов, включенных в перечни, составляет 44 922, из них объектов, находящихся в федеральной собственности, - 708 единиц, объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - 7793 единицы, объектов, находящихся в муниципальной собственности, - 36 421.
Общее количество земельных участков, включенных в перечни, составляет 1259 единиц (2,8% общего числа объектов, включенных в перечни).
По информации Росимущества, общее число объектов, предоставленных во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам МСП из указанного числа объектов, находящихся в федеральной собственности, - 148.
При этом в реестре федерального имущества содержится информация о 1 213 339 объектах недвижимого имущества, в том числе 357 864 земельных участках. Включение земельных участков в перечень федерального имущества позволит увеличить доходы федерального бюджета за счет поступлений по договорам аренды земельных участков.
Вместе с тем земельные участки практически не используются при оказании имущественной поддержки субъектам МСП в силу особенностей земельного законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 209-ФЗ земельные участки могут быть включены в состав государственного и муниципального имущества, предоставляемого субъектам МСП в целях имущественной поддержки. Однако Земельный кодекс Российской Федерации не содержит механизмов предоставления земельных участков исключительно субъектам МСП.
Имущественная поддержка субъектов МСП с использованием земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, особенно актуальна для развития сельскохозяйственного производства и кооперации. Поддержка сельскохозяйственной кооперации выделена в отдельный приоритет в целевой модели улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по направлению "Поддержка малого и среднего предпринимательства", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р, и в паспорте приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести следующие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации:
1) устанавливается возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни, только среди субъектов МСП;
2) запрещается передача прав и обязанностей по заключенным с субъектами МСП договорам аренды земельных участков, включенных в перечни, третьим лицам;
3) закрепляется требование о включении сведений о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечни, в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона.
Предлагаемые изменения поддержаны субъектами Российской Федерации (например, Воронежской областью, Курганской областью, Магаданской областью, Краснодарским краем, Нижегородской областью).
Предоставление дополнительных возможностей по участию субъектов МСП в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества, по приобретению в аренду земельных участков выступит действенной мерой, направленной на укрепление имущественной основы ведения предпринимательской деятельности.
Реализация законопроекта не повлияет на расходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)" не повлияет на расходные и доходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)" потребует внесения изменений в следующий федеральный закон:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение двух месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества".
Основание: статьи 2, 3 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1410 "О порядке проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
3) приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2017 г. N 91 "Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктами 5 и 6 Правил проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также состава такой информации".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)" потребует признания утратившим силу нормативного правового акта:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества".
Основание: статья 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.