Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 990300-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Законодательным Собранием Амурской области
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить статьи 14.16 и 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) примечанием, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственность за правонарушения по вышеуказанным статьям несут как юридические лица.
Внесение законопроекта, авторы аргументируют тем, что основную группу субъектов правонарушений за нарушение правил продажи и декларирования алкогольной продукции составляют индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность как должностные лица.
Рассмотрев представленную законодательную инициативу, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11 и пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) производство и оборот алкогольной продукции, а также розничная продажа алкогольной продукции осуществляются исключительно организациями. Для осуществления продажи алкогольной продукции организации должны иметь лицензию на данный вид деятельности (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). За продажу организациями алкогольной продукции без соответствующей лицензии предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 14.17 Кодекса).
Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную продажу только такой продукции как пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха. Осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) индивидуальный предприниматель, по сути, осуществляет незаконную деятельность без соответствующего разрешения, что охватывается диспозицией части 2 статьи 14.1 Кодекса.
Таким образом, предлагаемое автором дополнение примечанием представляется нецелесообразным, поскольку оборот, розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта могут осуществлять лишь юридические лица, соответствующие установленным законом требованиям к размеру их уставного капитала, площади торгового зала и т.п. Учитывая, что указанный вид деятельности для индивидуальных предпринимателей недопустим в силу прямого ограничения закона, они не могут являться субъектами правонарушений в указанной сфере.
Проектные изменения в статью 15.13 Кодекса нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку в представленных материалах не содержатся сведения и статистические данные, свидетельствующие о недостаточности установленных мер административной ответственности.
В этой связи не представляется возможным сделать вывод о необходимости внесения предлагаемого законопроектом изменения.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект.
Утверждено на заседании Комитета 2 июня 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.