Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 406404-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разработан в целях определения полномочий субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных ограничений и запрета на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также уточнения отдельных его положений.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции. Из полномочий субъектов Российской Федерации изъяты вопросы регулирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Полномочия по установлению дополнительных ограничений и запрета на розничную продажу алкогольной продукции были закреплены за субъектами Российской Федерации в 2011 году.
Большинство субъектов Российской Федерации реализовали свое право на установление дополнительных требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории соответствующего субъекта.
Республика Алтай реализовала это право на законодательном уровне в 2014 году на основе многочисленных обращений и жалоб граждан с учетом результатов предметного анализа ситуации на алкогольном рынке республики.
В соответствии с Законом Республики Алтай от 12 января 2006 года N 14-РЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай" полномочия по установлению дополнительных ограничений и запрета на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, закреплены за Правительством Республики Алтай.
Во исполнение указанных норм постановлением Правительства Республики Алтай от 19 июня 2014 года N 175 внесены изменения в постановление Правительства Республики Алтай от 18 ноября 2010 года N 249 "О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Алтай", которым установлен запрет на вынос алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями.
Установление такого ограничения не позволяло гражданам покупать пиво на вынос круглосуточно и способствовало формированию культуры потребления алкогольной продукции, поскольку алкоголь продавался порционно для употребления в общественном месте с потреблением определенного вида горячего питания и сопутствующих услуг, что согласуется с Концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р.
В связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ из нормативных правовых актов Республики Алтай исключены нормы, регулирующие вопросы розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
После изменений федерального законодательства выносная торговля алкогольной продукции (пива и т.д.) в полимерной потребительской таре приобрела массовый характер. В адрес администраций муниципальных образований Республики Алтай участились случаи обращения граждан на нарушение тишины и покоя в ночное время от работы кафе, баров, закусочных. Крики, шум, драки на прилегающей территории к местам общественного питания являются следствием неограниченной продажи пива в ночное время.
В этой связи субъекты Российской Федерации стали выходить с законодательными инициативами по возвращению на региональный уровень регулятивной функции торговли алкогольной продукцией и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. При этом ограничительные возможности, заложенные в абзаце третьем пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с которыми розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки), не позволяют в полном объеме пресекать выносную торговлю. В этой связи предлагается полностью запретить розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 750 миллилитров с 23:00 до 08:00 местного времени.
Данный запрет будет также способствовать культуре потребления пива порционно в общественном месте с потреблением определенного вида горячего питания и сопутствующих услуг без выноса пивной продукции в ночное время в неограниченном количестве.
Кроме того, деятельность по розничной продаже пива и пивных напитков организациями общественного питания осуществляется без соответствующей лицензии, что не позволяет уполномоченным органам проводить контроль данной деятельности по соблюдению общих требований к продаже указанных видов продукции.
В связи с этим предлагается проектом федерального закона регламентировать вопросы лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, разделив вид лицензируемой деятельности на два самостоятельных - на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. При этом производство и оборот пива и пивных напитков исключается из перечня видов деятельности, которые не подлежат лицензированию, что позволит осуществлять государственный контроль в отношении данного вида деятельности и повысит доходы бюджетной системы Российской Федерации от поступлений государственной пошлины за выдачу соответствующих лицензий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.