Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 14 июня 2016 г. N 3.1-05/2235
на проект федерального закона N 1016453-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей",
принятому Государственной Думой 7 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" (проект N 1016453-6) (далее - Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 14 марта 2016 года Президентом Российской Федерации и принят Государственной Думой 20 апреля 2016 года в первом чтении, 20 мая 2016 года во втором чтении и 7 июня 2016 года в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на укрепление и развитие демократических основ уголовного судопроизводства, повышение открытости правосудия и доверия общества к суду.
В этих целях Федеральный закон вносит ряд изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Новая редакция статьи 30 УПК РФ распространяет применение института присяжных заседателей на районные суды и гарнизонные военные суды. Так, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй "Убийство", 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", 295 "Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование", 317 "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа" и 357 "Геноцид" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой "Убийство" и 111 частью четвертой "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" УК РФ, по ходатайству обвиняемого могут быть рассмотрены судьей районного суда, гарнизонного военного суда и коллегией из шести присяжных заседателей.
Кроме того, сокращается численный состав коллегии присяжных заседателей в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде с двенадцати человек до восьми.
Помимо этого вносятся изменения, уточняющие процедуры формирования коллегии присяжных заседателей, порядка судебного следствия с участием присяжных заседателей, формирования вопросного листа и содержания напутственного слова председательствующего.
Рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей".
Председатель Комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.