Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 апреля 2016 года (протокол N 296, пункт 45) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1016952-6 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения субъекта, управомоченного на совершение действий по выявлению выморочного имущества), внесенный Самарской Губернской Думой.
Данным законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом определения порядка выявления выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа, посредством внесения изменений в Федеральный закон 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и, соответственно, дополнив перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
Отношения, связанные с наследованием, являются гражданскими правоотношениями и регулируются в первую очередь положениями гражданского законодательства.
Общий Порядок наследования определен Частью III Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 1151 ГК РФ Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также Порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьёй 3 ГК РФ гражданское законодательство (включая вопросы наследования, в том числе выморочного имущества) находится в исключительном ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, для реализации комплексного подхода в решении проблем наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также Порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований (см. определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 года N 848-О-О) требует принятия специального федерального закона.
Региональными и муниципальными нормативными правовыми актами возможно определение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, управомоченных на совершение установленных федеральным законом действий по выявлению выморочного имущества.
Поскольку в настоящее время специальный федеральный закон в данной сфере гражданских правоотношений не принят, то в представленной редакции законопроекта содержатся противоречия между положениями ГК РФ, Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона N 184-ФЗ.
Комитет подчеркивает, что грамотное регулирование правоотношений в сферах бесхозяйного имущества и наследования выморочного имущества может способствовать оптимизации состава имущества публично-правовых образований, эффективному использованию бесхозяйного и выморочного имущества и отмечает необходимость системной доработки положений законопроекта в рамках действующего законодательства Российской Федерации с учетом представленных замечаний.
В связи с вышеизложенным Комитет не считает возможным поддержать указанный законопроект в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.