Досье на проект федерального закона
Одним из направлений развития биоэнергетики является развитие производства биотехнологий, позволяющих получать энергию из возобновляемых источников сырья. Производство биоэтанола из различных видов растительного сырья, как пищевого, так и непищевого назначения, в полной мере может решить эту задачу.
В настоящее время автомобильный бензин, произведенный с добавлением в качестве высокооктановой добавки этилового спирта, в частности биоэтанола, в рамках действующего законодательства относится к спиртосодержащей непищевой продукции в связи с содержанием в нем более 0,5 процентов этилового спирта. Учитывая, что производство и оборот спиртосодержащей продукции регулируется нормами, установленными Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон), данная ситуация приводит к сдерживанию развития производства биоэтанола.
Законопроектом предполагается внесение изменения в статью 1 Федерального закона, согласно которому действие Федерального закона не будет распространяться на производство и (или) оборот автомобильного бензина, произведенного с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствующего техническому регламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826.
Вносится также изменение в статью 2 Федерального закона, согласно которому вводится определение биоэтанола, необходимое для регулирования его производства и оборота.
Законопроектом устанавливаются специальные требования по оснащению основного технологического оборудования, используемого для производства биоэтанола, автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле.
Принимая во внимание, что биоэтанол представляет собой денатурированный этиловый спирт, входящий в понятие этилового спирта в соответствии со статьей 2 Федерального закона, на производство и оборот биоэтанола распространяются требования Федерального закона, применяемые в отношении этилового спирта (за исключением случаев, в которых биоэтанол законопроектом исключен из соответствующих положений Федерального закона).
При производстве этилового спирта из пищевого сырья в процессе очистки и ректификации производится отбор головной фракции этилового спирта, содержащей до 97 процентов этилового спирта с сопутствующими горючими веществами (эфирами и альдегидами). Головную фракцию можно использовать в автомобильном бензине наряду с биоэтанолом. В связи с этим в процессе производства биоэтанола ограничивается число операционных колонн, предназначенных для очистки и ректификации биоэтанола.
Это приведет к ограничению использования биоэтанола не по назначению без дополнительных технологических процедур по его доочистке. Законопроектом вводится запрет на производство предприятиями, осуществляющими выпуск биоэтанола, этилового спирта из пищевого сырья. Это обусловлено необходимостью исключения возможности использования биоэтанола, полученного из пищевого сырья, в качестве суррогата алкогольной продукции.
При этом ответственность за несоблюдение требований Федерального закона в сфере производства биоэтанола, являющегося этиловым спиртом, предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие законопроекта обеспечит решение проблем, стоящих в настоящее время перед организациями, которые планируют осуществлять производство и оборот биоэтанола.
В связи с необходимостью оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в потоке денатурированного биоэтанола законопроектом предусмотрено вступление его в силу по истечении одного года после его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не оказывают влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) потребует приведения действующих постановлений Правительства Российской Федерации в соответствие с устанавливаемыми нормами. В частности, проектом федерального закона предусматривается введение нового вида автоматических средств измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле для оснащения основного технологического оборудования.
Кроме того, в связи с особыми условиями использования технологического оборудования организациями, производящими биоэтанол, необходимо принятие приказа Минфина России, устанавливающего условия использования основного технологического оборудования для производства биоэтанола.
Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации и приказ Минфина России следует подготовить в течение шести месяцев с момента принятия Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку проекта постановления Правительства Российской Федерации: головной - Минфин России, соисполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Росалкогольрегулирование.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку проекта приказа Минфина России: головной - Минфин России, соисполнитель - Росалкогольрегулирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.