Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 24 июля 2017 г. N 3.6-04/1348
на проект федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 июля 2017 года (проект N 90991-7), и отмечает следующее.
В настоящее время из-за многочисленности пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости не может быть обеспечена в рамках действующего законодательства.
Федеральный закон направлен на устранение несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и государственном лесном реестре.
Федеральным законом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Федеральный закон определяет случаи, когда допускается отказ в согласовании схемы.
Федеральный закон не распространяется на земельные участки, на которых расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли после 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которых не связано с использованием лесов, а также на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
Сведения о границах лесных участков и правах на них вносятся в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН.
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки, документами, удостоверяющими права на землю, этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнен новой статьей 60.2, устанавливающей особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, а также на земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков.
Не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков.
В лесном плане субъекта Российской Федерации должны определяться территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения в целях компенсации лесных насаждений, расположенных на земельных участках, сведения о которых исключены из государственного лесного реестра в связи с приведением его в соответствие с ЕГРН. Мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на таких территориях осуществляются в приоритетном порядке.
В случае, если в соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит в сведения ЕГРН изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов.
Росреестр до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ лесных участков с иными земельными участками.
В случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Тем не менее, следует отметить, что Федеральный закон, по сути, является, в том числе, крупномасштабной амнистией для тех граждан, которые ранее в нарушение действующего законодательства получили земельные участки лесного фонда. В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут приобретаться в частную собственность.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.