Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 июля 2017 г. N 5.1-01/1798
на проект федерального закона N 201550-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях",
принятый Государственной Думой 20 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 июня 2017 года (N 201550-7).
Названное в Федеральном законе Соглашение, подписанное от имени правительств России и Армении в городе Ереване 7 апреля 2016 года, направлено на создание организационно-правовой основы российско-армянского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе применения космической техники и технологий в мирных целях. Сотрудничество по Соглашению должно осуществляться в рамках совместной деятельности Сторон. Установлено, что компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, являются: от Российской Стороны - Федеральное космическое агентство (Роскосмос), от Армянской Стороны - Министерство транспорта и связи Республики Армения (пункт 1 статьи 4). В соответствии с Соглашением Стороны также вправе привлекать к участию в совместной деятельности государственные органы исполнительной власти, юридических и физических лиц (включая их представителей, подрядчиков и субподрядчиков).
Отмечаем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 666 (вступил в силу 1 января 2016 года), Федеральное космическое агентство упразднено, а его полномочия переданы Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Республика Армения не участвует в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года и в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, от 29 марта 1972 года. Вместе с тем, Стороны договорились, что они могут применять в отношениях между собой положения указанных Договора и Конвенции для целей Соглашения (статья 3).
В соответствии с Соглашением (пункт 4 статьи 4) организационные, финансовые, правовые и технические условия осуществления конкретных программ и проектов сотрудничества в рамках Соглашения составляют предмет отдельных соглашений между участниками совместной деятельности или непосредственно между Сторонами.
В статье 5 Соглашения указаны области, в которых может осуществляться сотрудничество в рамках Соглашения, в частности: исследование космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет; дистанционное зондирование Земли из космоса; использование результатов космической деятельности в различных областях социально-экономической деятельности; спутниковые навигационные системы и связанные с ними технологии и услуги; предоставление и использование услуг по запускам.
Статьёй 6 Соглашения определяются формы сотрудничества Сторон, в частности: планирование и реализация совместных проектов; взаимное предоставление научной и технической информации, результатов опытно-конструкторских работ; организация программ обучения и стажировки кадров; предоставление технического содействия и помощи.
Статьёй 8 Соглашения устанавливается, что Стороны обеспечивают эффективную охрану прав интеллектуальной собственности, создаваемой или предоставляемой в рамках Соглашения, в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами государств Сторон. Неотъемлемой частью Соглашения является Приложение к Соглашению "Интеллектуальная собственность и деловая конфиденциальная информация", в котором конкретизируются правила распределения между Сторонами и участниками совместной деятельности прав на совместно созданную интеллектуальную собственность, а также уточняются вопросы использования деловой конфиденциальной информации.
Согласно статье 10 Соглашения товары, ввоз и вывоз которых осуществляется в рамках Соглашения, подлежат освобождению от уплаты таможенных пошлин, взимаемых таможенными органами в соответствии с законодательством государств Сторон и международными договорами ЕАЭС.
В Соглашении (статья 13) содержится положение о взаимном отказе Сторон от требований об ответственности, в соответствии с которым они на взаимной основе отказываются от предъявления друг другу и участникам совместной деятельности любых таких требований в связи с ущербом, непреднамеренно нанесённым их имуществу или лицам из состава их персонала при реализации проектов, предусмотренных Соглашением. Такой отказ не распространяется на претензии в связи с ущербом, вызванным преднамеренными неправомерными действиями или действиями, совершёнными по грубой неосторожности, на претензии, связанные с интеллектуальной собственностью, а также на ряд других случаев, установленных пунктом 5 статьи 13 Соглашения.
Согласно статье 16 Соглашение вступает в силу с даты получения последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует в течение 10 лет с автоматической пролонгацией на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону о своём намерении прекратить действие Соглашения не менее чем за 1 год до истечения его первоначального или последующего периода действия.
Соглашение и Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части освобождения товаров, ввозимых/вывозимых в рамках Соглашения, от уплаты таможенных пошлин, устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством и правом ЕАЭС.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с законодательством Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 4 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре З.Ф. Драгункиной, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.