Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 434703-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусматривает ряд запретов и ограничений розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Так, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли (абзац первый пункта 9 в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 278-ФЗ).
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обладая правом на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, не имеют такого права в вопросах установления ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (абзац второй пункта 9 в редакции Федерального закона N 278-ФЗ).
В Самарскую Губернскую Думу и органы местного самоуправления поступают многочисленные обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах, с жалобами на нарушение покоя, тишины, санитарного состояния подъездов многоквартирных домов и прилегающей к ним территории, возникновение конфликтных ситуаций с участием лиц, приобретающих и (или) потребляющих алкогольную продукцию в объектах общественного питания, расположенных в нежилых помещениях таких домов.
Совместная работа административных комиссий и полиции по обеспечению правопорядка даёт только временные результаты, направленные на пресечение отдельных фактов.
По своей сути функционирование любого объекта общественного питания, имеющего подобную дислокацию, изначально сопряжено с неудобствами для жителей многоквартирного дома, где эти объекты размещены. Особенно негативные эффекты, связанные с таким соседством, возникают в ночное время.
В целях обеспечения правопорядка и соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду проектом предлагается установить запрет розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с 23 часов до 8 часов по местному времени в объектах общественного питания, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, независимо от расположения входа для покупателей в эти объекты.
Проект доработан с учётом замечаний Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Совет законодателей) (заключение Комиссии по вопросам экономической и промышленной политики от 21.02.2018 N 125 к проекту законодательной инициативы N 7-364).
В то же время, по мнению Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике (далее Комитет), выраженному в отзыве на проект (письмо от 26.01.2018 N 3.6-12/119), введение указанного запрета не гарантирует отсутствия нарушений общественного порядка. Вступление в действие проектируемых норм приведёт к массовому закрытию объектов общественного питания на всей территории страны. Это может создать необоснованные административные барьеры в осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов и приведёт к негативным последствиям для малого и среднего бизнеса.
Со своей стороны отмечаем, что ограничение, закрепляемое проектом, вводится лишь в ночное время, в течение которого общественный Порядок нарушается в связи с активным проведением отдыха одними гражданами (посетителями объектов общественного питания) в ущерб интересам других граждан (собственников и иных владельцев помещений в многоквартирных домах, в которых такие объекты расположены).
Тезисы о массовом закрытии объектов общественного питания, возникновении необоснованных административных барьеров для малого и среднего бизнеса в случае принятия проекта не подтверждаются количественными и качественными показателями оценки его норм.
Полагаем, что усиление контроля за реализацией действующего законодательства в рассматриваемой сфере не позволяет оперативно и своевременно решать имеющиеся проблемы, поскольку режим хозяйствования в области общественного питания в ночное время, оставаясь неизменным, не обеспечивает правопорядок.
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, одной из важнейших задач является обеспечение качества жизни и благосостояния людей, создание условий для их развития, самореализации.
Поэтому ценность государственного регулирования и общественный интерес в сохранении нравственности, здоровья населения и обеспечении правопорядка, закрепляемые проектом, должны иметь весомое преимущество и моральную подоплеку по сравнению с частными экономическими интересами отдельно взятых субъектов предпринимательской деятельности, при этом никакая коммерческая выгода не может быть оправдана за счёт умаления интересов общества в сохранении нравственного развития здорового поколения.
Кроме того, в отзыве Комитета указывается на наличие уже подготовленных аналогичных проектов федеральных законов, в частности:
1) N 1130243-6, предусматривающего запрет на розничную продажу алкогольной продукции во встроенных и пристроенных (встроенно-пристроенных) нежилых помещениях многоквартирных жилых домов;
2) N 304204-7, предусматривающего наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
3) N 7-196, которым предложено предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе на полный запрет розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Отмечаем, что вышеуказанные проекты имеют иной предмет правового регулирования, который не тождественен рассматриваемому проекту.
Их наличие, по нашему мнению, не является препятствием для введения предлагаемого представленным проектом ограничения.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.