Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 435975-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения уровня безопасности движения на железнодорожном транспорте.
После формирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" новой системы управления железнодорожным транспортом и упразднения МПС России вопросы выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом и специальным самоходным подвижным составом выпали из поля правового регулирования (указанная компетенция не закреплена сегодня ни за одним федеральным органом исполнительной власти).
При этом, нормы действующего на сегодняшний день приказа МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц "О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава" устарели и не учитывают произошедших в отрасли преобразований.
Так, например, нормы указанного приказа не распространяются на эксплуатацию подвижного состава на путях необщего пользования. Кроме того, функции по формированию аттестационной комиссии и проведению экзаменов закреплены за несуществующими подразделениями МПС России.
Фактически, выдача прав управления тяговым подвижным составом на путях общего пользования в настоящее время осуществляется монопольно ОАО "РЖД", при этом выданное свидетельство не является документом государственного образца.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса обязаны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
Управление железнодорожным подвижным составом является деятельностью по эксплуатации источника повышенной опасности для окружающих, что, по мнению Минтранса России, требует повышенного внимания к вопросам допуска к управлению железнодорожным подвижным составом квалифицированных лиц, имеющих подтверждение своего права на управление железнодорожным подвижным составом.
Существующая система выдачи свидетельств на право управления тяговым подвижным составом на сегодняшний день не учитывает изменений, произошедших в результате структурных преобразований на железнодорожном транспорте, в том числе упразднения Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также появления владельцев тягового подвижного состава, организационно обособленных от ОАО "РЖД". В этой связи, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы выдачи свидетельств на право управления тяговым подвижным составом требуют актуализации.
Законодательное закрепление вопросов выдачи свидетельств на право управления железнодорожным подвижным составом позволит создать единые недискриминационные условия допуска к управлению железнодорожным подвижным составом квалифицированных лиц, имеющих подтверждение права на управление железнодорожным подвижным составом, что должно привести к усилению безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Вносимые изменения позволят создать условия для формирования современной системы допуска квалифицированных специалистов к управлению тяговым подвижным составом.
Вопрос актуализации существующей системы выдачи свидетельств на право управления подвижным составом остро встал с появлением владельцев тягового подвижного состава, организационно обособленных от ОАО "РЖД".
Нормы законопроекта и подзаконных актов к нему, наряду с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 и актов владельца инфраструктуры (путей необщего пользования), способствуют формированию единой системы допуска к управлению железнодорожным подвижным составом в Российской Федерации только квалифицированных лиц, прошедших соответствующую теоретическую и практическую подготовку на конкретном типе подвижного состава (тепловоз, электровоз, электропоезд и т.д.), а также успешно сдавшие квалификационные испытания в комиссии, образованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В подзаконных актах планируется предусмотреть возможность совмещения проведения квалификационных испытаний для получения документов о получении профессии и свидетельства на право управления тяговым подвижным составом, а также планируется установить дифференцированные требования в части допуска к управлению тяговым подвижным составом, эксплуатируемым на путях общего и необщего пользования.
Принципиальным отличием от действующего порядка является делегирование права выдачи свидетельств на право управление железнодорожным подвижным составом Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, по аналогии с другими видами транспортных средств (автомобиль, маломерное судно, снегоход и др.), где выдача осуществляется органами государственного надзора (Госавтоинспекция, Государственной инспекции по маломерным судам, Ростехнадзор).
Законопроект соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребуют введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия новых актов Правительства Российской Федерации. Однако потребует внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в положение о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФСБ России, Минтруд России, Минфин России.
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФСБ России, Минтруд России, Минфин России.
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФСБ России, Минтруд России, Минфин России.
Принятие законопроекта потребует признания утратившими силу приказов МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц и от 28 октября 1999 г. N 39Ц.
Принятие законопроекта не потребует приостановления или изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
Приказ Минтранса России "Об утверждении требований и порядка выдачи, в том числе приостановления и переоформления свидетельства, подтверждающего право на управление локомотивом, моторвагонным подвижным составом и специальным самоходным подвижным составом, предназначенным для курсирования по железнодорожным путям общего и необщего пользования".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФСБ России, Минтруд России, Минфин России.
Приказ Минтранса России "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной услуги по выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом и специальным самоходным подвижным составом, предназначенным для курсирования по железнодорожным путям общего и необщего пользования".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФСБ России, Минтруд России, Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.