Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 440141-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 2 Плана мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком от 31 августа 2016 г. N 6495п-П9.
Законопроектом в целях введения механизма обоснования инвестиций устанавливаются:
требование о принятии решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций и о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на осуществление капитальных вложений, о предоставлении субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, о предоставлении субсидий из федерального бюджета государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, на основании обоснования инвестиции, подготовленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"), и полученных результатов технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, а также утвержденного в установленном порядке задания на проектирование;
полномочия Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций на определение порядка принятия решений об осуществлении расходов соответствующих бюджетов на подготовку обоснования инвестиций и на проведение его технологического и ценового аудита, а также порядка осуществления указанных расходов;
основание для перераспределения бюджетных ассигнований на подготовку обоснования инвестиций и на проведение его технологического и ценового аудита без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Проектируемый механизм двухэтапного принятия решений об осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета предполагает подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита до принятия решения о предоставлении средств из бюджета в целях капитального строительства и, следовательно, до подготовки проектной документации.
В этой связи на стадии осуществления расходов на подготовку обоснования инвестиций и на проведение его технологического и ценового аудита соответствующие затраты не могут быть включены в смету строительства. При этом на "капитальные расходы" эти затраты будут отнесены только после (при условии) принятия решения о капитальных вложениях.
Таким образом, законопроектом предусматривается обособление в Бюджетном кодексе Российской Федерации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях подготовки обоснования инвестиций и на проведение технологического и ценового аудита такого обоснования от расходов бюджетов, которые осуществляются после принятия решений о капитальных вложениях.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)" устанавливаются положения о порядке финансового обеспечения подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита, которые не приводят к возникновению дополнительных расходов федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
При этом расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) возникнут в результате принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в связи с необходимостью финансового обеспечения подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита.
Планируется, что в результате введения механизма обоснования инвестиций размер расходов:
- на подготовку обоснования инвестиций не будет превышать 20 процентов от стоимости разработки проектной документации, куда входит в том числе стоимость проведения инженерных изысканий в объеме, необходимом для подготовки обоснования инвестиций (затраты на проведение инженерных изысканий на этапе проектирования объекта капитального строительства будут сокращены);
- на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций составит 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий (аналогичный размер платы взимается в настоящее время за проведение публичного технологичного и ценового аудита инвестиционных проектов, взамен которого вводится механизм обоснования инвестиций).
Подготовка до этапа бюджетного планирования обоснования инвестиций позволит повысить точность определения предполагаемой (предельной) стоимости объектов капитального строительства и, соответственно, снизить риск увеличения стоимости строительства в ходе проектирования и строительства, что компенсирует расходы на подготовку обоснования инвестиций.
Наряду с этим расходы в целях подготовки обоснования инвестиций и на проведение его технологического и ценового аудита в отношении объектов капитального строительства, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной (муниципальной) собственности (например, объектов акционерных обществ), будут осуществляться без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В результате расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) на реализацию вводимого механизма обоснования инвестиций не превысят расходы в рамках действующей процедуры осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)" (далее - законопроект) потребует внесения изменений:
1) в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в том числе в части:
введения понятий "предполагаемая (предельная) стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта", "задание на проектирование";
уточнения порядка и предмета проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства;
установления возможности проведения инженерных изысканий для подготовки обоснования инвестиций.
Ответственные исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: одновременно с законопроектом;
2) в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в том числе в части:
введения понятий "обоснование инвестиций" и "технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций";
установления предмета аудита обоснования инвестиций;
наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по определению порядка организации и проведения аудита обоснования инвестиций, установлению размера и порядка взимания платы за его проведение, утверждению требований к составу и содержанию обоснования инвестиций;
наделения полномочиями по проведению аудита обоснования инвестиций федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение проверки достоверности сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, или подведомственных им государственных (бюджетных или автономных) учреждений, а также уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Ответственные исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: одновременно с законопроектом.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)"
1. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с введением механизма обоснования инвестиций" (далее - законопроект) потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил принятия решений об осуществлении расходов федерального бюджета в целях подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита", регулирующего Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций и о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства и на проведение технологического и ценового аудита такого обоснования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Исполнители: Минстрой России, Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении.
2. Принятие законопроекта потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" в части выделения отдельного раздела, в котором учитываются бюджетные ассигнования на подготовку обоснования инвестиций и на проведение его технологического и ценового аудита; исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 941 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета" в части исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" в части исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 324 "Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы" в части исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
5) постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 14 "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации" в части исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
6) постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 13 "Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета" в части установления порядка осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий на подготовку обоснования инвестиций и на проведение технологического и ценового аудита такого обоснования, а также исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, Минстрой России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
7) постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 407 "О порядке принятия решений об осуществлении за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" в части дополнения положениями об обосновании инвестиций.
Исполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, Минстрой России, МИД России, Управление делами Президента Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
8) постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 408 "Об утверждении Правил осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" в части дополнения положениями об обосновании инвестиций.
Исполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, Минстрой России, МИД России, Управление делами Президента Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
9) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1688 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации" в части исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
10) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1691 "О порядке принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям" в части исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
11) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1692 "О порядке принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета" в части исключения положений, содержащих понятие "публичный технологический и ценовой аудит", введения положений о технологическом и ценовом аудите обоснования инвестиций.
Исполнители: Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.