Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 441858-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на приведение положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) и Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время частью 3 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ установлено, что наличие утвержденного проекта межевания территории является необходимым условием для выполнения комплексных кадастровых работ.
Вместе с тем 1 июля 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 373-ФЗ), которым на концептуальной основе изменено правовое регулирование в части видов и порядка подготовки документации по планировке территории, в том числе проектов межевания территории.
В частности, согласно части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 373-ФЗ) подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Таким образом, в иных случаях проект межевания территории не разрабатывается, в связи с чем такое необходимое условие для проведения комплексных кадастровых работ, как наличие утвержденного проекта межевания территории, не может быть соблюдено в случаях, не предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В связи с этим с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в том числе в случаях, когда такой проект не должен разрабатываться или утверждаться, законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в Закон N 221-ФЗ и Закон N 218-ФЗ.
В целях совершенствования процедуры комплексных кадастровых работ законопроектом также предлагается установить возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и иной документации, ранее подготовленной органами и организациями технического учета и технической инвентаризации. Для этого органам государственной власти и органам местного самоуправления, являющимся заказчиками комплексных кадастровых работ, предоставляется право на бесплатное получение данных документов, хранение которых осуществляется в соответствии со статьей 45 Закона N 221-ФЗ.
Принимая во внимание информационный объем такого документа, как карта-план территории, которая может быть подготовлена в отношении нескольких кадастровых кварталов, законопроектом предусматривается установление особых увеличенных сроков осуществления государственного кадастрового учета на основании карты-плана территории.
В целях установления оснований для проведения проверки результатов выполнения комплексных кадастровых работ (карты-плана территории) на предмет соответствия положениям части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ законопроектом часть 1 статьи 26 Закон N 218-ФЗ дополнена пунктом 32.1, согласно которому осуществление государственного кадастрового учета земельных участков на основании карты-плана территории приостанавливается в случае уменьшения площади уточняемого земельного участка более чем на 10% от площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. При этом аналогичных требований к площади земельного участка при выполнении кадастровых работ в обычном порядке в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и (или) его площади законодательством Российской Федерации не установлено.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации"
Главной задачей проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации" (далее - законопроект) является установление возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в том числе в случаях, когда такой проект не должен разрабатываться или утверждаться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
В целях обеспечения выполнения комплексных кадастровых работ в отношении максимального числа земельных участков, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ, а также принимая во внимание, что в органах местного самоуправления могут находиться на хранении документы о предоставлении в установленном порядке земельных участков, сведения о которых до настоящего времени не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), законопроектом статья 42.6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) дополняется частью 4.1, устанавливающей обязанность органов местного самоуправления поселения или органов местного самоуправления городского округа по месту нахождения территории проведения кадастровых работ обеспечить внесение в ЕГРН отсутствующих в данном реестре сведений о ранее учтенных земельных участках.
Необходимо отметить, что обязанность органов местного самоуправления по представлению в орган регистрации прав документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, предусмотрена также частью 6 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), согласно которой органы местного самоуправления бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
Кроме того, статьей 12 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" предусмотрено, что при поступлении заявления гражданина органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обеспечивать выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
Основной объем сведений о ранее учтенных земельных участках уже внесен в ЕГРН, учитывая, что внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществлялось ранее:
при вступлении в силу Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в отношении ранее учтенных земельных участков, сведения о которых (документы, содержащие такие сведения) находились в распоряжении органа, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета земельных участков;
при выполнении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков, в ходе которых использовались сведения и документы, хранение которых осуществлялось как органами, осуществляющими государственный кадастровый учет земельных участков, так и органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков.
Также необходимо отметить, что в соответствии с положениями части 6 статьи 42.7 Закона N 221-ФЗ заинтересованные лица вправе предоставить кадастровому инженеру заверенные в установленном Законом N 218-ФЗ порядке копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на ранее учтенные земельные участки, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. При этом обязанность по внесению в ЕГРН сведений о таких ранее учтенных земельных участках частью 6 статьи 42.7 Закона N 221-ФЗ возложена на исполнителя комплексных кадастровых работ.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе реализовать предусмотренную проектируемой частью 4.1 статьи 42.6 законопроекта обязанность, в том числе в порядке, установленном частью 6 статьи 42.7 Закона N 221-ФЗ.
Учитывая изложенное, устанавливаемая законопроектом обязанность по обеспечению внесения сведений о ранее учтенных земельных участках, которые не были выявлены и внесены в ЕГРН в предыдущие периоды, не ведет к дополнительной нагрузке на органы местного самоуправления, тем более, что в случае выполнения комплексных кадастровых работ речь идет не о всей территории муниципального образования, а о территории выполнения комплексных кадастровых работ, ограниченной одним или несколькими кадастровыми кварталами.
Земельный налог согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации относится к местным налогам. При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках сведения о таких земельных участках не могут быть включены в число объектов, информация о которых направляется органом регистрации прав в налоговые органы (то есть сведения о таких земельных участках не включаются в налогооблагаемую базу органа местного самоуправления).
Таким образом, органы местного самоуправления заинтересованы в максимальном наполнении ЕГРН сведениями о ранее учтенных земельных участках, которые одновременно являются объектами налогообложения в части местных налогов.
Законопроектом также не расширяется перечень работ, выполняемых при комплексных кадастровых работах, а также перечень объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ.
Учитывая изложенное, реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку обеспечение внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории выполнения комплексных кадастровых работ, будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации" (далее - Закон) потребует издания приказа Минэкономразвития России "О внесении изменений в Приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 734 "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке".
Основание: части 1 и 6 статьи 42.1, часть 3 статьи 42.6, часть 2 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции Закона).
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия проекта Закона в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.