Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 451283-7 "О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере в Российской Федерации. В настоящее время дефицит жилых помещений усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Такой жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографическую ситуацию. Проживание в нем понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в указанных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.
Наличие аварийного фонда повышает социальную напряженность в обществе, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, сдерживает развитие инфраструктуры, создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан.
В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" на региональном и муниципальном уровнях принимаются меры по ликвидации в срок до 1 сентября 2017 года всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года.
При этом механизм переселения граждан из аварийного жилищного фонда может быть различен.
Так, в случае если прежнее жилое помещение было предоставлено гражданам по договору социального найма, применению подлежат статьи 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иной Порядок предоставления жилых помещений предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых были в собственности. В этом случае применению подлежат нормы статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.
В силу пункта 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
В силу части 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.
Частью 2 статьи 54 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
В силу пункта 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность, если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации является обязательным.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, взимается государственная пошлина в размере 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей.
В условиях финансового кризиса для многих семей подобные расходы являются обременительными.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 401-ФЗ) предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий несовершеннолетних граждан, граждан, признанных ограниченно дееспособными, владеющих жилыми помещениями на праве собственности, а также физических лиц, владеющих жилыми помещениями на праве общей долевой собственности совместно с несовершеннолетними гражданами и гражданами, признанными ограниченно дееспособными, - за удостоверение сделок по продаже недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме.
Вместе с тем Федеральным законом N 401-ФЗ учтены не все категории граждан, сделки которых по отчуждению недвижимого имущества подлежат обязательному нотариальному удостоверению.
Настоящий проект федерального закона направлен на освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий физических лиц, сделки которых по отчуждению недвижимого имущества подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному нотариальному удостоверению.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.