Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 468862-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьями 18 и 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Реализация данной конституционной гарантии должна обеспечиваться, в частности, государственной системой правовых механизмов, направленных на эффективное исполнение судебных решений.
Российским законодательством предусмотрен ряд норм, предоставляющих право суду (по требованию физического или юридического лица) налагать на ответчика обязанность по опровержению порочащей и (или) недостоверной информации либо прекращения ее распространения (удаления) (статьи 152, 152.1, 152.2 и 1253.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 25 Закона распространение продукции СМИ, нарушающей имущественные либо личные неимущественные права автора, и в иных случаях, предусмотренных законом, может быть прекращено по решению суда.
Также Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" установлен запрет на распространение информации, которая причиняет и может причинить вред жизни и (или) здоровью несовершеннолетнего (часть 2 статьи 5 Закона).
Распространение продукции СМИ, осуществляемое с нарушением требований вышеуказанного федерального закона, также может быть приостановлено судом в целях обеспечения иска и (или) прекращено на основании судебного решения по иску уполномоченного федерального органа.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" содержит запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (статья 10).
При этом данный Закон также возлагает на владельца интернет-страницы обязанность удаления запрещенной к распространению информации (статьи 15.1 - 15.3 указанного Закона).
Между тем, выполнение обязанности владельца сайта, где размещена незаконная информация, не обеспечивается эффективными мерами правового принуждения.
Даже если суд возложит на такое лицо обязанность удаления незаконной информации, то должник может игнорировать данное требование ввиду незначительного размера ответственности (напр., для гражданина санкция за неисполнение - штраф от одной до двух тысяч рублей за первый отказ и от двух до двух пятисот тысяч за второй отказ (части 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При этом санкции в отношении должников-операторов поисковой системы и новостного агрегатора установлены в значительно больших размерах (статьи 17.15 и 19.7.10-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В обеспечение соблюдения конституционного требования на распространение информации законным способом (статья 29 Конституции РФ) и с учетом требования статьи 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях (административная ответственность должна обеспечивать не только наказание правонарушителя, но и применяться в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами) данным законопроектом предлагается установить соразмерную административную ответственность за отказ исполнить судебное решение, которым предписывается удалить незаконную информацию либо прекратить ее распространение.
Административная ответственность за неисполнение требования о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации в первый раз предусматривает штраф для граждан в размере до 20 000 рублей, для должностных лиц - до 50 000 рублей и для организаций - до 200 000 рублей (проектируемая часть 1.2 статьи 17.15 Кодекса).
Игнорирование решения суда после привлечения к административной ответственности повлечет повторное привлечение к административной ответственности с максимальным наказанием для граждан в виде административного ареста до 10 суток или обязательных работ до 120 часов, для должностных лиц - ареста до 15 суток или обязательных работ до 200 часов и для организаций - штрафа до 200 000 рублей (проектируемая часть 4 статьи 17.15 Кодекса).
Корреспондирующие изменения вносятся также в статьи 3.5 "Административный штраф", 23.1 "Судьи" и 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" Кодекса в целях установления механизма реализации новых составов административных правонарушений. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по такой категории дел предлагается по аналогии с иными составами, предусмотренными в статье 17.15 Кодекса, закрепить за должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ФССП России). При этом рассматривать дела об административном правонарушении будут суды.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.