Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481171-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), регламентирующих порядок проведения ротации государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).
Законопроектом предлагается внести комплексные изменения в Федеральный закон N 79-ФЗ, направленные на повышение гибкости в использовании механизма ротации как эффективного инструмента по противодействию коррупции, устранение существующих организационных барьеров, препятствующих проведению ротации гражданских служащих, рост мотивации гражданских служащих, подлежащих ротации, к назначению на иные должности государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) в порядке ротации, а также повышение ее эффективности в целом.
Учитывая, что ротация является, в первую очередь, кадровой технологией, направленной на противодействие коррупции, а также принимая во внимание коррупционные риски, связанные с замещением отдельных должностей гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 2 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ в части уточнения категорий гражданских служащих в указанных органах, которые подлежат обязательной ротации.
Так, в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией части 2 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ обязательной ротации подлежат гражданские служащие, замещающие должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. При этом предусматривается возможность проведения ротации в отношении иных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Законопроектом также предусмотрены изменения в статью 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ, направленные на решение проблемы, связанной с существенной продолжительностью процедуры согласования планов проведения ротации федеральных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам, при внесении изменений в них с соответствующим федеральным министром.
Так, с учетом положений части 3 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ в настоящее время федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении федеральных министерств, обязаны утверждать план проведения ротации гражданских служащих по согласованию с федеральным министром. Принципиальным моментом в согласовании данного плана с вышестоящим органом является кадровая политика, связанная, в том числе с утверждением конкретной кандидатуры на должность руководителя территориального органа в определенном субъекте Российской Федерации непосредственно федеральным министром.
Однако на практике большинство изменений, требуемых к внесению в утвержденный план, связаны именно с необходимостью корректировки сроков проведения ротации.
С учетом изложенного в целях оптимизации временных ресурсов, необходимых для уточнения положений утвержденного плана проведения ротации, законопроектом предлагается изложить часть 3 статьи 60.1 в новой редакции, предусматривающей отсылочную норму к нормативному правовому акту уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, устанавливающему как форму плана проведения ротации, так и порядок его утверждения.
В указанном акте планируется предусмотреть нормы, направленные на исключение необходимости согласования федеральным органом исполнительной власти, находящемся в ведении федерального министерства, с федеральным министром изменений в план проведения ротации, не связанных с изменением кандидатур на должности федеральной гражданской службы в порядке ротации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется федеральным министром.
В целях повышения мотивации гражданских служащих к замещению ротационных должностей и использования механизма ротации как кадровой технологии, направленной на повышение эффективности гражданской службы в целом, законопроектом предлагается внести изменения в часть 5 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ, предусмотрев исключение из нее норм о проведении ротации в пределах одной группы должностей, обеспечив, в свою очередь, возможность ротации гражданских служащих в порядке должностного роста путем назначения на должности гражданской службы более высокой группы при условии соответствия указанных лиц квалификационным требованиям для замещения этих должностей.
Для стимулирования гражданских служащих, подлежащих ротации, к назначению на иные должности гражданской службы в порядке ротации законопроектом также предусматривается изменение в статью 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части распространения на жен (мужей) гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, гарантий на прохождение в приоритетном порядке профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования по новому месту службы гражданского служащего.
Также законопроектом по аналогии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" предлагается дополнить статью 52 Федерального закона N 79-ФЗ нормой, устанавливающей полномочие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливать дополнительные государственные гарантии гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается проведение ротации гражданских служащих в последний год действия заключенных с ними срочных служебных контрактов (часть 7 статьи 60.1) путем назначения на иные должности гражданской службы в порядке ротации в рамках реализации механизма перевода. В этом случае даты увольнения гражданского служащего из одного органа и назначения в другой согласовываются.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить перечень уважительных причин, при которых гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации (часть 8 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ).
Так, в действующей редакции части 8 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ в числе уважительных причин для отказа гражданского служащего от ротации в другую местность предусмотрены наличие у него заболевания, в связи с которым замещение должности в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, а также невозможность проживания членов семьи гражданского служащего в местности, куда он назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
Следует отметить, что схожие положения предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" в качестве оснований, влекущих невозможность перевода военнослужащего к новому месту военной службы без его согласия. При этом в целях надлежащего обеспечения этих норм предусмотрена выдача соответствующих заключений военно-врачебной комиссией, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" вправе выносить заключение о годности к прохождению военной службы (приравненной службы) в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
В приказе МВД России от 14 июля 2010 г. N 523, регламентирующем вопросы проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации, предусмотрен перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в отдельных местностях, в том числе с неблагоприятными климатическими условиями.
В отличие от иных видов службы на гражданской службе отсутствует особый порядок медицинского обслуживания (обследования), в связи с чем реализация вышеназванных положений Федерального закона N 79-ФЗ возможна только в рамках общего медицинского страхования. При этом действующим законодательством не предусмотрена выдача медицинских заключений, содержащих информацию о невозможности прохождения службы (работы) в отдельных местностях, в связи с чем в действующей редакции положения части 8 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ фактически не применяются.
В этой связи в законопроекте предусматривается корректировка данных положений, в том числе в части утверждения уполномоченным Правительством Российской Федерации органом перечня заболеваний, в связи с которыми ротация в отдельные местности не допускается, а также дополнения перечня уважительных причин такой причиной, как необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно близким родственником.
В законопроекте также предусмотрены переходные нормы, направленные на эффективную организацию процесса ротации в связи с вступлением его в силу.
Принятие законопроекта позволит усовершенствовать правовое регулирование механизма ротации гражданских служащих и повысить мотивацию как федеральных государственных органов, так и гражданских служащих к ее проведению.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих"
Реализация норм, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих" (далее - законопроект) потребует:
1. Принятия нормативного правового акта уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, устанавливающего форму плана проведения ротации и порядок его утверждения.
Основание и цель разработки проекта приказа: обеспечение реализации проектируемой законопроектом части 3 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предмет и содержание правового регулирования: проектом приказа будет утверждена форма плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих в целях обеспечения единой правоприменительной практики в федеральных органах исполнительной власти, а также регламентирована процедура утверждения плана, предусматривающая, в том числе, исключение необходимости согласования федеральным органом исполнительной власти, находящемся в ведении федерального министерства, с федеральным министром изменений в план проведения ротации, не связанных с изменением кандидатур на должности федеральной государственной гражданской службы в порядке ротации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется федеральным министром.
Подготовка проекта приказа будет осуществлена Минтрудом России в течение двух месяцев со дня принятия решения на заседании Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Принятия нормативного правового акта уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, утверждающего перечень заболеваний, препятствующих проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации.
Основание и цель разработки проекта приказа: обеспечение реализации проектируемого законопроектом пункта 1 части 8 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предмет и содержание правового регулирования: проектом приказа будет утвержден перечень заболеваний, препятствующих проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации (в местностях, относящихся к районам Крайнего Севера, приравненным к ним местностях, иных местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Подготовка проекта приказа будет осуществлена уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в течение двух месяцев со дня принятия решения на заседании Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Принятие законопроекта также может потребовать принятия федеральными органами исполнительной власти, имеющими территориальные органы и осуществляющими контрольные и надзорные функции, нормативных правовых актов, направленных на утверждение (изменение) перечней должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих.
Основание и цель разработки проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: обеспечение реализации проектируемой законопроектом части 2 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предмет и содержание правового регулирования: уточнение перечней должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих, в связи с изменением требований к таким должностям, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Подготовка проектов ведомственных нормативных правовых актов будет осуществлена соответствующими федеральными органами исполнительной власти в течение трех месяцев со дня принятия решения на заседании Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.