Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 486751-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП) направлен на повышение ответственности за изготовление, сбыт и подделку документов, удостоверяющих личность, подтверждающих наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт, например, водительских удостоверений и документов, выдаваемых подразделениями по вопросам миграции.
Обострившиеся угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности послужили причинами принятия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности Стратегия определяет усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования в сфере миграции.
Немаловажное значение имеет совершенствование единой государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
В настоящее время органы внутренних дел в области миграции выдают более 20 видов документов.
В первом полугодии 2017 года органами внутренних дел Российской Федерации составлено около 940,7 тыс. протоколов об административных правонарушениях, совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства (2% от общего количества). И это без учета административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.18 КоАП, которых за этот же период пресечено 737.
Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.
Одним из способов защиты от фальсификации и подделки паспортов, виз и иных документов, позволяющих идентифицировать личность или дающих права, освобождающих от обязанностей, является установление административной ответственности за сообщение ложных сведений на этапе оформления таких документов.
В зарубежном законодательстве правонарушения, связанные с предоставлением ложных сведений для получения документов, удостоверяющих личность гражданина, удостоверяющих гражданство, а также иных документов, преследуются либо в уголовном (Великобритания) либо в административном порядке.
В Казахстане - стране Евразийского экономического сообщества - ответственность за представление заведомо ложных сведений в государственные органы при получении документов, предоставляющих какие-либо права, установлена в статье 495 КоАП. В частности, представление заведомо ложных сведений при получении документов, удостоверяющих личность, наказывается штрафом 20 месячных расчетных показателя. Административное выдворение за пределы Республики Казахстан следует в случае предоставления иностранным гражданином либо лицом без гражданства заведомо ложных сведений, необходимых для подачи заявления для получения разрешения на постоянное проживание в стране, о приеме в гражданство либо восстановлении в гражданстве Республик Казахстан.
В Польше - стране Европейского союза - ответственность за подделку документов, печатей и других документов, а также за предоставление заведомо ложной информации при оформлении документов и совершении каких-либо правовых действий может иметь как административный, так и уголовный характер. Кодекс проступков содержит следующие составы правонарушений, помещенные в главу "Проступки против общественного порядка и спокойствия". Умышленное введение в заблуждение представителей государственного органа, уполномоченного в силу закона на проверку документов, о собственной идентичности либо идентичности иного лица, а также о гражданстве, профессии, месте проживания, либо работы, наказывается штрафом. Такое же наказание установлено для лица, которое вопреки установленной законом обязанности, отказывается предоставить компетентному органу информацию либо документы, подтверждающие личность, гражданство, место проживания и работы (параграф 1 и 2 статья 65). Умышленное предоставление ложной информации либо введение в заблуждение иным способом, прежде всего, представителей органов охраны безопасности, общественного порядка и здоровья влечет наказание в виде ареста, ограничения свободы или штрафа в размере 1 500 злотых (параграф 1 статья 66).
Зарубежное законодательство отражает комплексный подход к введению ответственности за подделку документов, печатей, бланков, с учетом особенностей национальной правовой системы, объекта противоправного действия, степени общественной опасности.
В законодательстве Российской Федерации ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации установлена статьей 19.11 КоАП. Представление ложных сведений для получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство наказывается по статье 19.18 КоАП. За подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт ответственность предусмотрена статьей 19.23 КоАП.
Между тем, процедура получения официальных документов предусматривает сообщение соискателем сведений, на основании которых уполномоченные должностные лица органа исполнительной власти принимают решение о выдаче запрашиваемого документа. При этом сведения могут быть искаженными или ложными, в результате чего возможна их необоснованная выдача.
В целях усиления административной ответственности законопроектом вносятся изменения в статью 19.11 КоАП, в части увеличения штрафных санкции от одной тысячи до трех тысяч рублей (в настоящее время - от пятисот до одной тысячи рублей), а также дополнения ее новой частью 2, предусматривающей ответственность за повторное совершение данного правонарушения в виде административного штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Аналогичным образом квалифицирующий состав предусматривается в статье 19.23 КоАП, с санкцией в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения. Также предлагается увеличить размер административного штрафа действующей части от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (в настоящее время - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей).
В статье 19.18 КоАП законопроект предусматривает увеличение штрафных санкции от трех до пяти тысяч рублей для граждан и от пяти до десяти тысяч рублей для должностных лиц (в настоящее время - от ста до трехсот рублей для граждан и от пятисот рублей до одной тысячи на должностных лиц), а также дополняет ее новой частью 2, устанавливающей ответственность за представление ложных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для выдачи иного официального документа, предоставляющего права, или освобождающего от обязанностей или, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния в виде административного штрафа на граждан в размере от тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей;
Разработка предлагаемого законопроекта осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере работы по предотвращению деяний, связанных с подделкой документов, незаконной миграцией и обусловлена необходимостью решения задач по обеспечению национальной безопасности, государственной миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации.
Принятие законопроекта позволит устранить существующий пробел в правовом регулировании и позволит комплексно и эффективно противодействовать незаконному изготовлению документов, печатей, штампов или бланков, так как создаст условия для конфискации орудия совершения правонарушения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации. Принятие законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.