Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 489161-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Досье на проект федерального закона
Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р (далее - Стратегия), основным принципом совершенствования формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера.
Действующий порядок исчисления размера страховых пенсий в условиях негативной демографической ситуации приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате им пенсий.
Наблюдается постоянный рост получателей пенсии на фоне сокращения численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Соотношение численности занятых по найму и численности получателей пенсии к 2025 году составит 1,04, в то время как сейчас оно составляет 1,12.
Действующий пенсионный возраст - 60 и 55 лет для мужчин и женщин - впервые был закреплен в 1928 году и получил дальнейшее развитие в 30-е годы прошлого столетия. Он был установлен для основной категории граждан в условиях общества индустриального типа (рабочих, занятых в промышленной сфере) на основании утраты ими трудоспособности. Таким образом, устанавливалась презумпция наступления нетрудоспособности и утраты заработной платы и иных выплат и вознаграждений в определенном возрасте. При этом продолжительность жизни при рождении в 1926 - 1927 гг. по Европейской части РСФСР составляла 43 года.
К настоящему времени продолжительность жизни россиян в целом значительно увеличилась.
Одновременно наблюдается растущий дефицит на рынке труда, причем именно квалифицированных рабочих и специалистов.
Уже сейчас 30% людей пенсионного возраста продолжают работать, причем первые 3-5 лет после назначения пенсии данный показатель гораздо выше. Значительное сокращение числа работающих пенсионеров происходит по достижении ими 65 лет.
С конца XX века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу - обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг, что предполагает длительный период трудоспособности.
За последние полтора-два десятилетия решение о повышении пенсионного возраста приняли большинство развитых стран и государств - бывших республик СССР.
Международными стандартами (Конвенция МОТ N 102 о минимальных нормах социального обеспечения) допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.
В связи с изложенным, а также, принимая во внимание, что пенсионная система должна быть адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствовать международным стандартам, учитывая опыт по повышению нормативного пенсионного возраста рядом европейских государств и государствами из числа бывших республик СССР, являющихся экономическими партнерами Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза, законопроектом предлагается поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.
Повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.
Данная мера затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане указанных годов рождения, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.
Соответственно:
1) мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
2) мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
3) мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
4) мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
5) женщины 1969 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2030 году (в возрасте 61 год);
6) женщины 1970 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2032 году (в возрасте 62 лет);
7) женщины 1971 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2034 году (в возрасте 63 лет).
Аналогичная практика повышения пенсионного возраста встречается в ряде зарубежных стран (Бельгия, Израиль, Казахстан, Литва, Латвия, Греция).
Реализация данной меры позволит создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни, а также - для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации в целом.
Предлагаемые законопроектом меры позволят достичь целевых показателей Стратегии развития пенсионной системы, направленных на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации, позволят гарантировать долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе позволят обеспечить индексацию размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Вступление в силу проектируемых норм предполагается с 1 января 2019 года.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - законопроект) потребует принятия следующих федеральных законов:
1. "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ".
Основание: статья 4 законопроекта. Срок подготовки: сентябрь 2018 года.
Цель принятия данного федерального закона и краткое описание:
необходимость уточнения порядка налогообложения пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнители: Минфин России, ФНС России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ".
Основание: статья 4 законопроекта. Срок подготовки: сентябрь 2018 года.
Цель принятия данного федерального закона и краткое описание: необходимость урегулирования вопросов привлечения к труду осужденных лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, а также вопросов их профессионального образования и оказания им помощи при освобождении от отбывания наказания.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнители: Минюст России, Минфин России, ФСИН России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
3. "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Основание: статья 4 законопроекта. Срок подготовки: сентябрь 2018 года.
Цель принятия данного федерального закона и краткое описание: необходимость уточнения вопросов установления страховых выплат в случае смерти застрахованного лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнители: Минфин России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
4. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Основание: статья 4 законопроекта. Срок подготовки: сентябрь 2018 года.
Цель принятия данного федерального закона и краткое описание: необходимость уточнения порядка продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию лиц, не достигших общеустановленного пенсионного возраста.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
5. "О внесении изменений в Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".
Основание: статья 4 законопроекта. Срок подготовки: сентябрь 2018 года.
Цель принятия данного федерального закона и краткое описание: необходимость урегулирования вопросов порядка установления страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменение в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
Постановления Правительства Российской Федерации
1. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения н выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям".
Основание: статья 4 законопроекта.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Цель принятия данного постановления Правительства Российской Федерации и краткое описание: необходимость уточнения возраста родителей умершего, состоявших на его иждивении, при определении размера единовременного пособия.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнители: МВД России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации".
Основание: статья 4 законопроекта.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Цель принятия данного постановления Правительства Российской Федерации и краткое описание: необходимость уточнения отдельных категорий социально-демографических групп населения, достигших нормативного пенсионного возраста, с учетом которых определяется социальная корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнители: Минфин России, Росстат, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
3. "О внесении изменении в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. N 132н "Об утверждении форм представления данных, необходимых для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов".
Основание: статья 4 законопроекта.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: необходимость определения численности граждан, достигших нормативного пенсионного возраста, за которых начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в целях прогнозирования баланса трудовых ресурсов.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
4. "О внесении изменений в приказ Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 10н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
Основание: статья 4 законопроекта.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: необходимость уточнения оснований для увеличения продолжительности периода предоставления государственной услуги в первом периоде выплаты пособия по безработице, одним из которых в настоящее время является нормативный пенсионный возраст.
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
5. "О внесении изменений в приказ Министерства труда социальной защиты Российской Федерации и от 2 ноября 2015 г. N 835н "Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ".
Основание: статья 4 законопроекта.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: необходимость уточнения требований охраны труда при тушении лесных пожаров в части установления предельного возраста лиц, допускаемых к тушению лесных пожаров и вспомогательным работам при борьбе с лесными пожарами (в настоящее время это 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)).
Ответственный исполнитель: Минтруд России.
Соисполнитель: Минприроды России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.