Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 486932-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на стимулирование спроса на автомобили с электрической тягой (электромобили). Необходимость развития производства и рынка новых "альтернативных" транспортных средств обусловлена, в первую очередь, необходимостью решения задач сохранения и улучшения экологии и здоровья населения.
По данным ООН, доля влияния автотранспорта на глобальный климат составляет 25 процентов, а по данным НАМИ, величина ежегодного экологического ущерба от загрязнения атмосферы отработавшими газами, от утечки и испарений горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, от шума и вибрации и других воздействий на окружающую среду при функционировании только автотранспортного комплекса в стране оценивается в 1,5-1,8% ВВП России. Именно поэтому переход на электромобили является необходимой мерой.
Еще в 2013 году после обсуждения проблем перспективы развития электромобилей в России на международном энергетическом форуме, стартовала программа широкомасштабного введения электротранспорта на территории страны. Был предпринят ряд стимулирующих мер, что, безусловно, обеспечило рост спроса на электромобили.
Так, если по состоянию на 1 января 2016 года, в России было зарегистрировано 647 электромобилей, то на 1 июля 2017 года эта цифра составила 1100 единиц (по данным аналитического агентства "Автостат").
По данным Минэнерго России, представленным на форуме ENES в 2016 году, к 2020 году объем рынка электрокаров в России должен составить 200 тысяч машин.
Однако по информации ГИБДД, на 1 января 2018 года на территории субъектов Российской Федерации зарегистрировано всего 2016 автотранспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, что составляет всего 1% от целевого показателя.
При этом в схожей по климатическим условиям Канаде с населением 36,5 млн. человек на февраль 2017 года зарегистрировано порядка 30 000 электромобилей, а в Китае количество электромобилей составило более 800 000 единиц.
Очевидно, что, несмотря на ряд стимулирующих мер, обеспечивших рост количества электромобилей в России, спрос на электромобили в России остается крайне низким.
Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р) даже оптимистичный сценарий продаж электромобилей для российского рынка подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4-5 лет. Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь 1-1,5% (т.е. 15-25 тыс. автомобилей).
В целях стимулирования развития рынка электромобилей в России вышеуказанная Стратегия содержит комплексный подход, включающий возможные меры поддержки и регулирования, реализуемые на региональном и федеральном уровнях.
В качестве одной из мер поддержки спроса на электромобили предлагается предоставление права бесплатного пользования платными парковками.
На сегодняшний день вопрос об организации платных парковок урегулирован Федеральным законом от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступит в силу с 30 декабря 2018 года.
В части 8 статьи 15 указанного Федерального закона установлены категории транспортных средств, в отношении которых Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается. К ним относятся транспортные средства, используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и другие.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 8 статьи 15" следует читать "части 8 статьи 13"
В соответствии с частью 9 этой же статьи, право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Также право устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой, предоставляется владельцу платной парковки. Таким образом, право бесплатного пользования платной парковкой может быть установлено на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Однако в то же время следует отметить, что введение льготы на парковку электромобилей - это право, а не обязанность региона или муниципалитета, поэтому в каждом конкретном регионе стимулирование спроса на электромобили будет зависеть от политики региональных или местных властей.
Во избежание такой ситуации законопроектом предлагается предоставить право бесплатного пользования платными парковками для электромобилей именно на федеральном уровне в качестве меры поддержки спроса на электромобили.
Принятие законопроекта обеспечит единообразный подход к решению данного вопроса, позволит стимулировать развитие рынка электромобилей, а также будет способствовать развитию соответствующей инфраструктуры.
Учитывая, что предлагаемые меры носят стимулирующий характер, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об их введении сроком на 10 лет.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.