В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект предусматривает денонсацию Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. и выход Российской Федерации из организации.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Приложение: на 3 л.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Замечания
по проекту федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.",
вносимому в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.В. Арефьевым, В.И. Кашиным, Д.Г. Новиковым и другими
Выводы в отношении прав и обязательств Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО), изложенные в пояснительных записках к законопроекту, очевидно, сделаны на основе некорректных исходных данных. Правилами ВТО не запрещается прямая постоянная поддержка производителей. Помощь может оказываться как прямыми, так и косвенными методами. Разрешены прямой перевод денежных средств, предоставление налоговых и иных льгот, прямая закупка товаров государством. Стимулирование платежного спроса населения может осуществляться также любыми не запрещенными ВТО методами, в том числе путем прямого субсидирования.
Поддержка отраслей промышленности в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период с 2013 по 2020 год заложена в размере одного триллиона рублей.
В сельском хозяйстве согласован высокий агрегированный показатель допустимой поддержки сельхозпроизводителей (4,4 млрд. долларов США). На протяжении 5-летнего членства Россия выбирала менее 1 процента от разрешенной поддержки. В соответствии с правилами ВТО меры поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю или производство, могут "осуществляться в неограниченном объеме.
Правила ВТО не обязывают Российскую Федерацию выравнивать тарифы на услуги естественных монополий по сравнению с другими членами ВТО. Российская Федерация вправе использовать свое конкурентное преимущество от наличия собственных энергоресурсов в полном объеме, что позволяет продавать энергоресурсы на внутреннем рынке по более низким ценам чем, например, в Европейском союзе (далее - ЕС). Политика Правительства Российской Федерации в сфере установления уровней тарифов на услуги естественных монополий, прямых сборов и косвенных налогов не зависит от обязательств Российской Федерации в ВТО.
Ключевыми факторами, которые определяют темпы развития промышленности, являются, прежде всего, факторы внутриэкономического характера. За пять лет членства Российской Федерации в ВТО объем производства сельскохозяйственных товаров увеличился на 12,1 процента, промышленных товаров - на 3,1 процента. Россия стала нетто-экспортером ряда видов сельскохозяйственной продукции.
Предположение о влиянии членства России в ВТО на рост безработицы некорректно. По данным Росстата, начиная с 2001 года уровень безработицы в Российской Федерации планомерно сокращался с 10,6 процента и в 2016 году составил 5,5 процента, что в два раза ниже показателей 2001 года.
Необоснованным является и утверждение о значительных потерях в связи со снижением ставок импортных пошлин. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Федерального закона от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации" реализация обязательств Российской Федерации в ВТО приведет к сокращению поступлений в федеральный бюджет ориентировочно в размере до 9 млрд, долларов США, что значительно ниже заявленного в пояснительной записке к законопроекту ущерба в 3 трлн. рублей.
Позитивным эффектом присоединения России к ВТО стала отмена торговыми партнерами ряда ограничительных мер в отношении российской металлопродукции и российских автоперевозчиков.
В 2013 году при непосредственном участии России одобрено Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли. Выгода от его реализации, по экспертным оценкам, для российской экономки может составить порядка 21,2 млрд. долларов США. В частности, для сельского хозяйства - до 2,3 млрд. долларов США, химической промышленности до 3,4 млрд. долларов США, лесопромышленного комплекса до 800 млн. долл. США, легкой промышленности - до 700 млн, долларов США, черной металлургии - до 1,7 млрд, долларов США, цветной металлургии - до 1,3 млрд, долларов. США, машиностроения - до 7,2 млрд. долларов США.
В 2015 году принято решение ВТО по отмене экспортных субсидий в сельском хозяйстве, представляющее реальную выгоду российским производителям молочной продукции, мяса и зерна. До отмены экспортных субсидий ЕС предоставлял их на сумму 182, 4 млн. евро в год.
С присоединением к ВТО Российская Федерация получила инструмент защиты интересов своих производителей. Участие в заседаниях рабочих органов ВТО позволяет проводить работу по предупреждению, изменению и отмене мер членов ВТО в целях недопущения дискриминации российских товаров и услуг, а также отводить претензии членов ВТО к Российской Федерации. В случае невозможности урегулирования вопроса на двусторонней основе члены организации имеют право обратиться в Орган по разрешению споров ВТО (далее - ОРС ВТО).
Используя механизм ОРС ВТО, Россия участвует в 6 спорах в качестве истца в отношении применения антидемпинговых мер, специальных методик антидемпинговых расследований против российских товаров, ограничений доступа российских поставщиков энергетических услуг на рынки членов ВТО, а также ограничений в торговле и транзита российских товаров и услуг.
В случае принятия федерального закона преимущества от членства России в ВТО будут потеряны. Уступки членов ВТО (режим наиболее благоприятствуемой нации, национальный режим, запрет применения количественных ограничений и запрещенных субсидий, свобода транзита, правила транспарентности) по отношению к Российской Федерации будут отменены. Ускорится рост расходов бюджета за счет запросов от предприятий на предоставление тех видов поддержки, которые сейчас ограничены правилами ВТО. Увеличение их экспортной деятельности спровоцирует введение ограничительных мер на внешних рынках. Выход из ВТО лишил бы Российскую Федерацию возможности использовать инструменты защиты своих интересов, неотъемлемое право на которые имеют только члены организации. Эффективность такой поддержки будет сведена к нулю, а пополнение бюджета Российской Федерации за счет налоговых отчислений субсидируемых экономических операторов существенно сократится.
Кроме того, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. нормы ВТО, равно как и обязательства членов Евразийского экономического союза (далее - Союз) в ВТО, являются частью правовой системы Союза. Республика Казахстан в соответствии со своими тарифными обязательствами в BTO до окончания переходных периодов применяет более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по 3,5 тыс. тарифных линий. В связи с этим, даже в случае гипотетического выхода из ВТО, Российская Федерация будет связана обязательствами своего партнера по Союзу. Потери бюджета Российской Федерации в этом случае составят примерно 4,1 млрд. долларов США.
Республика Белоруссия активизировала переговорный процесс по присоединению к ВТО и в случае ее вступления в организацию принятие законопроекта приведет к тому, что Россия оказалась бы единственным членом Союза, который будет вынужден следовать обязательствам партнеров по Союзу и новым правилам ВТО, в формировании которых не будет участвовать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 октября 2017 г. N 7836п-П2 "Заключение на проект федерального закона N 494210-7 "О признании утратившим силу Федерального закона от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.В. Арефьевым, В.И. Кашиным, Д.Г. Новиковым и другими"
Текст письма официально опубликован не был