Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на согласование норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы собственности на жилые помещения, в целях решения проблем, связанных с оборотом долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения.
Из положений законопроекта следует, что неделимые жилые помещения могут находиться в совместной собственности членов одной семьи, исключая возможность установления долевой собственности.
При этом законопроектом предусматривается принудительное отчуждение лицом, не являющимся членом семьи, доли в праве собственности на неделимое жилое помещение (возвратной доли) в пользу членов семьи либо в государственную собственность в случае отказа членов семьи от приобретения возвратной доли. Однако указанные нормы не учитывают, что в соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 30.3 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта предусмотрено осуществление государственной регистрации возвратных долей. Однако законопроект не предусматривает положений, определяющих порядок такой регистрации.
Законопроектом не решен вопрос использования жилого помещения в случае, если такое помещение принадлежит двум и более семьям, в том числе объединенным родственными связями. В указанном случае положения законопроекта, направленные на недопущение принадлежности жилого помещения лицам, не являющимся членами одной семьи, ухудшают положение таких граждан относительно действующего законодательства Российской Федерации.
Одновременно с этим из положений законопроекта следует, что члены семьи не обязаны выкупать возвратную долю. При этом переход возвратной доли в государственную собственность не ограничивает членов семьи во владении и пользовании жилым помещением. Таким образом, существует риск необоснованного обогащения членов семьи в результате использования на безвозмездной основе жилого помещения, доля в праве собственности которого принадлежит государству.
Также в случае отказа от приобретения членами семьи возвратной доли, переданной в государственную собственность, соответствующие расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не будут возмещены. Решение указанного вопроса не нашло отражения в законопроекте и финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Учитывая изложенное, законопроект Правительством Российской Федерации в представленной редакции не поддерживается.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 июня 2018 г. N 4688п-П9 "Заключение на проект федерального закона N 505043-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, Я.Е. Ниловым, Е.В. Строковой и А.Н. Свинцовым"
Текст письма официально опубликован не был