Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 505745-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N Пр-2192.
Законопроект закрепляет "принцип двух ключей", предусматривающий утверждение Минтрансом России по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" отдельных актов в сфере функционирования Северного морского пути (далее - СМП):
обязательных постановлений в морском порту, расположенном в акватории СМП, правил ледокольной проводки судов, правил ледовой лоцманской проводки судов и правил проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положения о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов;
перечня морских портов СМП;
перечня портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту СМП;
решений об открытии морского порта СМП;
разрешений на захоронение донного грунта.
Законопроектом предусматривается возложение на Правительство Российской Федерации полномочий по утверждению порядка навигационно-гидрографического обеспечения в акватории СМП, в акваториях морских портов СМП и на подходах к ним, которое будет осуществляться совместно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и Госкорпорацией "Росатом", а также по утверждению правил плавания в акватории СМП, содержащих:
порядок организации плавания судов в акватории СМП, включающий выдачу Минтрансом России или подведомственной ему организацией по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" или подведомственной ей организацией разрешений на плавание судов в акватории СМП и выдачу удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП;
положение о навигационно-гидрографическом обеспечении плавания судов в акватории СМП.
Госкорпорация "Росатом" наделяется следующими функциями по управлению государственным имуществом в морских портах СМП:
установление порядка сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за подведомственными предприятиями Госкорпорации "Росатом", включая порядок выдачи и условия действия заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к недвижимому имуществу;
закрепление федерального имущества в хозяйственном ведении за подведомственными предприятиями;
организация оценки федерального имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определение условий договоров о проведении оценки федерального имущества;
обращение от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории СМП, а также права собственности Российской Федерации на такие объекты, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, Госкорпорация "Росатом" наделяется функциями:
1) главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП;
2) по разработке предложений в части формирования государственной политики по развитию и устойчивому функционированию СМП, инфраструктуры морских портов СМП, в том числе энергетической инфраструктуры, и их реализации в соответствии с планом развития инфраструктуры СМП, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - Минтранс России);
3) по подготовке и направлению в Минтранс России предложений по созданию морских портов СМП и созданию объектов инфраструктуры указанных морских портов для включения в проекты схем территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта;
4) по получению уведомлений о временном закрытии морского порта СМП;
5) по согласованию осуществления строительства в зоне действия средств навигационной обстановки СМП;
6) по взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
7) по организации плавания в акватории СМП.
Перечень государственного имущества, необходимого для выполнения возлагаемых на Госкорпорацию "Росатом" полномочий в области государственного управления в сфере развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, будет определен Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что законопроект не изменяет требований безопасности мореплавания и не оказывает влияния на выполнение международных обязательств Российской Федерации, поскольку утверждение стандартов безопасности в отношении мореплавания, а также осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Принятие указанного законопроекта позволит существенно активизировать развитие СМП в качестве национальной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике и инфраструктуры морских портов СМП.
В перспективе до 2030 года грузопоток по СМП будет в основном сформирован продукцией крупнейших проектов, реализуемых в российском секторе Арктики: сжиженный природный газ, сырая нефть, стабильный газоконденсат, уголь, цветные и благородные металлы.
Следует также отметить, что Госкорпорация "Росатом" обладает специализированными кадрами, способными обеспечить реализацию возлагаемых на нее функций и полномочий.
Кроме того, Госкорпорация "Росатом" совместно с Минобрнауки России, Минтрансом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит большую работу по развитию системы профильного профессионально-технического образования, в том числе для обеспечения строительства и эксплуатации атомного ледокольного флота квалифицированными кадрами.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект направлен на решение задачи развития СМП и обеспечения судоходства в Артике государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
Принятие и реализация законопроекта не окажут влияния на полномочия, связанные с деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Законопроектом не предусматривается выделение дополнительных средств из федерального бюджета и не формируются дополнительные расходные обязательства Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета и не повлечет дополнительных расходных обязательств Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, вместе с тем потребует внесения изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (в части уточнения полномочий Росморречфлота в соответствии со статьями 1, 4 и 5 законопроекта);
от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (в части уточнения полномочий Минтранса России в соответствии со статьями 1, 4 и 5 законопроекта).
Ответственный исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: три месяца со дня принятия законопроекта;
от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" (в части включения Госкорпорации "Росатом" в качестве участника программы в соответствии с пунктом 2 статьи 5 законопроекта);
от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в части включения Госкорпорации "Росатом" в перечень адресатов, которым направляется уведомление об утверждении организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море, плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).
Ответственный исполнитель: Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки: три месяца со дня принятия законопроекта.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил плавания в акватории Северного морского пути, включающих порядок организации плавания в акватории Северного морского пути, положение о навигационно-гидрографическом обеспечении, порядок навигационно-гидрографического обеспечения акватории Северного морского пути;
постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка разработки, утверждения и контроля плана развития инфраструктуры Северного морского пути.
Ответственные исполнители: Госкорпорация "Росатом", Минтранс России.
Срок подготовки: два месяца со дня принятия законопроекта.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, от 22 ноября 2008 г. N 1734-р (в части включения Госкорпорации "Росатом" в качестве субъекта статистического учета по показателю объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути, а также включения Госкорпорации "Росатом" в перечень субъектов, обеспечивающих реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года).
Ответственный исполнитель: Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки: два месяца со дня принятия законопроекта.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в следующие акты федеральных органов исполнительной власти:
приказ Минтранса России от 6 апреля 2009 г. N 53 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности" (в части взаимодействия Госкорпорации "Росатом" с федеральными органами исполнительной власти по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
приказ Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" (в части приведения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации, принятым согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта);
приказ Минтранса России от 17 февраля 2014 г. N 39 "Об утверждении Положения о капитане морского порта" (в части взаимодействия Госкорпорации "Росатом" с капитанами морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути);
приказ Минтранса России от 8 октября 2013 г. N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море" (в части оповещения Госкорпорации "Росатом" об аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути).
Ответственный исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: три месяца со дня принятия законопроекта.
Принятие законопроекта потребует разработки и принятия следующих нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти:
правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;
правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;
положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути.
Ответственный исполнитель: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Срок подготовки: шесть месяцев со дня принятия законопроекта.
Принятие законопроекта потребует разработки и принятия следующих нормативных правовых актов Госкорпорации "Росатом":
порядок сдачи в аренду федерального имущества федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объектов морского порта, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника их имущества, и типовые условия соответствующих договоров аренды по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
административный регламент Госкорпорации "Росатом" предоставления государственной услуги по выдаче заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, указанных в части 11 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту, переданных федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника их имущества.
Ответственный исполнитель: Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки: шесть месяцев со дня принятия законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.