Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 509994-7 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового регулирования в сфере правовой охраны наименований мест происхождения товаров и введения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) самостоятельного объекта интеллектуальных прав - "географическое указание".
Наименование места происхождения товара (НМПТ) является средством индивидуализации товара, дающим широкой общественности представление не только об изготовителе и высоком качестве товара, но также о наличии в нем особых свойств, определяемых местом его изготовления.
Активное использование НМПТ способствует повышению известности региона, вложению инвестиций в его развитие, сохранению сельских поселений, увеличению рабочих мест, развитию туризма. Однако практика правоприменения выявила ряд проблем в правовом регулировании отношений в области НМПТ, которые не позволяют в полной мере использовать заложенный в этом объекте интеллектуальной собственности потенциал. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации действуют 170 регистраций НМПТ, 135 из них - российские. При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров.
Среди выявленных проблем в законодательном регулировании можно указать на отсутствие федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, предусмотренные ГК РФ, в отношении товаров, в которых заинтересованы заявители, например, лечебные грязи, природные драгоценные камни. Кроме того, в ряде случаев невыполнимо требование к заявителю быть непосредственно производителем товара. Так, объединения лиц, включающие производителей сырья, производителей конечного продукта (товара, в отношении которого зарегистрировано НМПТ), а также лиц, обеспечивающих хранение, перевозку и распространение товара, маркированного НМПТ, не могут выступать заявителями при государственной регистрации НМПТ. При этом, как правило, особые свойства товара зависят от деятельности всех вышеуказанных лиц, входящих в ассоциацию. Данные лица наряду с производителями конечного продукта, должны иметь право на использование в своей деятельности НМПТ.
Наряду с этим, в настоящее время выявлена потребность в охране более значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но которые не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ в связи с жесткими требованиями к этому объекту. Для таких обозначений должны быть предусмотрены более "мягкие" требования по сравнению с НМПТ и, соответственно, созданы условия для предоставления правовой охраны другому объекту интеллектуальных прав - географическому указанию (далее - ГУ).
Обязательства по охране ГУ возникли у Российской Федерации в связи со вступлением в ВТО, как это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС). ТРИПС дает определение ГУ и обязывает страны - члены ВТО предусматривать правовые средства, направленные на охрану ГУ. Договор о Евразийском экономическом союзе также относит ГУ к объектам интеллектуальной собственности и содержит определение ГУ, основанное на положениях ТРИПС.
При этом нет оснований для исключения НМПТ из охраняемых объектов интеллектуальных прав, так как данный объект является востребованным для производителей традиционных товаров, в том числе являющихся народными художественными промыслами. Кроме того, введение охраны ГУ наряду с охраной НМПТ соответствует современным мировым тенденциям. В частности, потребность в охране двух видов объектов интеллектуальной собственности, ГУ и НМПТ, нашла отражение в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях.
Законопроект предусматривает пересмотр положений параграфа 3 главы 76 части четвертой ГК РФ с учетом включения норм, относящихся к ГУ. Так, в законопроекте даны определения обоих объектов (ГУ и НМПТ) и приведены конкретные требования к ним. В соответствии с указанными требованиями заявитель самостоятельно сможет определить, на охрану какого объекта, ГУ или НМПТ, он может претендовать, заявляя на государственную регистрацию то или иное обозначение.
Предлагаемые в законопроекте определения соответствуют положениям ТРИПС и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Предложения по изменению ГК РФ предусматривают создание регистрационной системы предоставления правовой охраны ГУ, которая обеспечит такой же объем и режим правовой охраны, как и для НМПТ. При этом отдельные особенности, присущие НМПТ, будут прописаны непосредственно в статьях ГК.
С учетом изложенного, законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 1225, 1246, 1248, 1249, 1483, 1488, 1489, 1499 и пересмотр параграфа 3 главы 76 части четвертой ГК РФ.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие законодательные акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
Срок подготовки законопроекта - шесть месяцев после принятия федерального закона.
2. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ в части приведения положений данного федерального закона в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Роспатент.
Срок подготовки законопроекта - шесть месяцев после принятия федерального закона.
3. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ.
Ответственные исполнители - ФАС России, Минэкономразвития России, Роспатент.
Срок подготовки законопроекта - шесть месяцев после принятия федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
I. Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует изменения следующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации:
I. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора"
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
II. Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует принятия следующих правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1. Требования к документам, содержащимся в заявке на географическое указание или на наименование места происхождения товара и прилагаемым к ней документам.
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
2. Порядок преобразования наименования места происхождения товара и заявки на наименование места происхождения товара соответственно в географическое указание и в заявку на географическое указание и наоборот.
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
3. Порядок публикации в официальном бюллетене сведений о принятых к рассмотрению заявках на географическое указание или на наименование места происхождения товара, а также сведений, содержащихся в заявках на географическое указание или на наименование места происхождения товара.
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
4. Порядок рассмотрения возражений против предоставления правовой охраны географическому указанию или наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование географического указания или наименования места происхождения товара.
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
5. Форма свидетельства об исключительном праве на географическое указание и на наименование места происхождения товара и перечень указываемых в таком свидетельстве сведений.
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
6. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации географического указания или наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое географическое указание или наименование, а также предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное географическое указание или наименование места происхождения товара.
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
III. Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует признания утратившими силу следующих правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1. Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 697 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также по предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также в заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, или прилагаемым к указанным заявкам документам и их форм, Перечня сведений, указываемых в свидетельстве об исключительном праве на наименование места происхождения товара, формы свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара"
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
2. Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 698 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара и выдаче свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, его дубликата".
Срок подготовки - три месяца с момента принятия законопроекта.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.