В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается дополнить положения части 2 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон) указанием на то, что нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта в случае отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, муниципальном правовом акте представительного органа муниципального образования о местном бюджете в финансовом году, в котором принят соответствующий судебный акт, не свидетельствует о нарушении права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Кроме того, статьей 2 законопроекта предлагается также приостановить действие положений Федерального закона, регламентирующих присуждение компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного и (или) неимущественного характера, до 1 января 2022 г.
Введение основания для отказа в удовлетворении требований о компенсации в виде отсутствия бюджетных средств, а также частичное приостановление применения отдельных положений Федерального закона вступает в противоречие со статьей 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.
Также в силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, обязательность исполнения судебных актов не находится в зависимости от достаточности или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе (решении) о бюджете публично-правового образования на соответствующий финансовый год.
Наряду с этим предлагаемое статьей 2 законопроекта приостановление действия положений Федерального закона приведет к сокращению внутригосударственных средств правовой защиты граждан и организаций от нарушения права на исполнение судебных актов в разумный срок и увеличению количества жалоб в Европейский Суд по правам человека.
С учетом изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 2 июля 2018 г. N 4894п-П4 "Заключение на проект федерального закона N 510931-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", вносимый в Государственную Думу Архангельским областным Собранием депутатов"
Текст письма официально опубликован не был