Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 364444-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.Н. Пономаревым, Н.Д. Боевой, Л.А. Огулем, А.П. Езубовым, Ю.В. Кобзевым, И.В. Станкевичем, А.И. Петровым, П.И. Пимашковым, А.А. Максимовым, Т.В. Касаевой, Е.А. Митиной, А.А. Гетта, С.Н. Коткиным, Н.В. Говориным, А.Г. Литовченко, В.М. Шишкоедовым, В.И. Кашиным, А.В. Ситниковым, В.В. Белоусовым, И.Х. Зиннуровым, Д.В. Ламейкиным, Ю.Н. Мищеряковым, О.В. Савастьяновой, И.Е. Марьяш, Д.В. Саблиным и членом Совета Федерации С.Ф. Лисовским
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в рамках вопросов ведения Комитета рассмотрел проект федерального закона N 364444-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и сообщает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в п. 4 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" с целью уточнения основных направлений государственной аграрной политики и в Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), устанавливающие запрет возвращать поставщику нереализованную в розничной сети продукцию.
Так, вносимые статьей 2 законопроекта изменения в часть 1 статьи 13 "Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров" Федерального закона N 381-ФЗ предусматривают введение императивной нормы, запрещающей "заключать договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока". Такие изменения призваны пресечь недобросовестные действия отдельных субъектов торговой деятельности, которые, дискриминируя поставщиков, используют практику включения в договор поставки условия о возврате нереализованных продовольственных товаров, тем самым, перекладывая предпринимательские риски на поставщиков.
Следует отметить, что действующей нормой п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что "хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации".
Поскольку в настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит правовых оснований, позволяющих законно возвращать поставщику нереализованную продукцию, то для правомерности возврата поставщику не проданных по истечении определенного срока товаров практикуется включение подобных условий в договор поставки. Факт "навязывания" заключения договора поставки, содержащего условие о возврате нереализованной продукции, требует доказывания и обращения в уполномоченный антимонопольный орган. При этом, правоприменительная практика свидетельствует о том, что оспорить "навязывание" бывает крайне сложно, поэтому поставщики редко используют такую возможность восстановления своих прав.
Вместе с тем, во избежание разночтений, считаем целесообразным уточнить вид договора в редакции пункта 6 (абз.6 ст. 2 законопроекта), указав, что запрещается "заключать договор поставки, содержащий условие о возврате ...". Добровольно взятые на себя обязательства субъекты предпринимательства вправе реализовывать посредством заключения иного договора.
Представляется, что торговая деятельность, в основе которой лежат гражданско-правовые отношения, должна основываться на закрепленной в ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимости к понуждению к заключению договора (отдельных условий договора) и добровольно принимаемым на себя сторонами договора обязательствами. Ущемление экономических интересов контрагента субъектом, обладающим рыночной силой, недопустимо.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству концептуально поддерживает проект федерального закона N 364444-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и поддерживает его принятие в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.