Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 547034-7 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен с учетом обращений граждан по вопросу, связанному с урегулированием порядка уведомления о выходе из гражданства иностранного государства или об отказе от имеющегося вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве (далее - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), лиц, ранее уведомивших о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
Анализ и практика применения действующего законодательства показали, что имеется пробел в правовом регулировании в случаях, когда гражданин Российской Федерации, ранее уведомивший о наличии гражданства иностранного государства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, вышел из гражданства иностранного государства либо утратил статус лица, постоянно проживающего на территории иностранного государства.
Отсутствие законодательно установленной процедуры такого уведомления нарушает конституционные права граждан Российской Федерации, в том числе право быть избранными в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на доступ к государственной службе Российской Федерации.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) положением, регулирующим процедуру подачи указанными гражданами уведомления о выходе из гражданства иностранного государства либо утрате статуса лица, постоянно проживающего на территории иностранного государства.
Одновременно законопроект направлен на решение проблем граждан Российской Федерации, которые направили в Посольство Украины заявление о выходе из имеющегося у них гражданства Украины и желают поступить на муниципальную службу и государственную службу Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) не позволяют в полной мере решить вопрос замещения упомянутой категорией лиц должностей муниципальной службы и государственной службы Российской Федерации в связи с сохранением у них гражданства Украины.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральным законом N 243-ФЗ статья 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) дополнена положением, предусматривающим, что на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие их личность, в МВД России, не распространяются положения пункта 1 указанной статьи, согласно которому иностранный гражданин не имеет права, в том числе, находиться на муниципальной службе, а отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом.
Перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства, определяется Правительством Российской Федерации.
При этом Федеральный закон N 115-ФЗ определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Статьей 14 Федерального закона N 115-ФЗ, регулирующей отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности, предусмотрена отсылочная норма, указывающая, что отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральными законами.
Система государственной службы включает в себя, в том числе, государственную гражданскую службу и государственную службу иных видов в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно статьям 13 и 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, который не может находиться на гражданской службе в случае наличия у него гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Такая же норма указана в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой для сотрудника органов внутренних дел установлен запрет нахождения на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия у них гражданства (подданства) иностранного государства.
Учитывая, что граждане Российской Федерации, имеющие гражданство Украины, не могут быть приняты на государственную гражданскую службу и на службу в органы внутренних дел без внесения соответствующих изменений в вышеуказанные федеральные законы, законопроектом предлагается статью 6 Федерального закона N 62-ФЗ дополнить положением, предусматривающим признание на территории Российской Федерации граждан Украины, приобретших в соответствии с Федеральным законом N 62-ФЗ гражданство Российской Федерации и получивших документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, гражданами, не имеющими гражданства Украины, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства Украины.
Кроме того, необходимо отметить, что с момента вхождения Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации с учетом постоянно проживающих на территории данных субъектов Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) паспорта гражданина Российской Федерации получили более 2 миллионов жителей Крымского полуострова.
При этом лицо, признанное в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ гражданином Российской Федерации и получившее документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается на территории Российской Федерации гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства, в случае подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства.
Таким образом, жители Крымского полуострова, приобретшие гражданство Российской Федерации до 18 марта 2014 г., находятся в ущемленном положении по сравнению с лицами, признанными гражданами Российской Федерации после вышеупомянутой даты на основании Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что издание Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" позволит рассматривать на территории Российской Федерации вышеуказанную категорию граждан, как лиц, не имеющих гражданства иностранного государства, а также реализовать конституционные права граждан Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия федеральных законов. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" потребует внесения изменений в приказ МВД России от 3 мая 2018 г. N 267 "Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.