Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 553542-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года" (далее - законопроект) направлен на реализацию правительственных гарантий, касающихся освобождения от уплаты налогов и сборов в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года (далее - UEFA Евро 2020).
Налоговые льготы предоставляются в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации мероприятий UEFA Евро 2020 в отношении налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственных пошлин, транспортного налога, налога на имущество организаций, а также уплаты страховых взносов.
Наиболее широкий набор льгот получает UEFA, который не признается в Российской Федерации налогоплательщиком большинства из указанных налогов.
Российские организации (в частности, Российский футбольный союз и локальная организационная структура, учреждаемая для целей подготовки и проведения UEFA Евро 2020) освобождаются от налогообложения только в отношении операций, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации UEFA Евро 2020 (это касается налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственных пошлин, транспортного налога и налога на имущество организаций).
Льготы по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов касаются исключительно иностранных граждан и лиц без гражданства, задействованных при подготовке и проведении мероприятий UEFA Евро 2020.
В целом правовое регулирование налогообложения в отношении UEFA Евро 2020 аналогично его правовому регулированию в отношении подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Положения законопроекта, касающиеся налогообложения и уплаты страховых взносов, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Положения законопроекта, регулирующие уплату государственной пошлины, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Федеральный закон будет носить временный характер, в связи с чем он будет применяться по 31 декабря 2020 г. включительно.
Законопроект имеет большую социально-экономическую значимость. Принятие законопроекта и реализация его положений положительно скажутся на развитии спорта и туризма в Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к законопроекту "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года" (далее - законопроект) разработан с целью нормативно-правового обеспечения реализации правительственных гарантий, предоставленных Российской Федерацией Союзу европейских футбольных ассоциаций (далее - UEFA) в составе заявочной книги г. Санкт-Петербурга.
Предоставление правительственных гарантий являлось обязательным условием для принятия к рассмотрению UEFA заявочных книг городов, которые участвовали в процедуре конкурсного отбора на право проведения на своей территории чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года (далее - UEFA Евро 2020).
Правительственные гарантии, выданные Российской Федерацией UEFA и подписанные Председателем Правительства Российской Федерации на этапе процедуры определения принимающих городов UEFA Евро 2020, в последующем при подготовке указанных соревнований являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами, задействованными в подготовке и проведении UEFA Евро 2020.
В целях реализации указанных правительственных гарантий законопроектом предусматривается разработка программы подготовки к проведению в Российской Федерации UEFA Евро 2020, а также установление ряда налоговых льгот для UEFA и ее уполномоченных представителей и организаций (по акцизам, налогу на добавленную стоимость, в том числе в отношении ввозимых товаров, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц), а также льгот по уплате таможенных пошлин на ввозимые товары, консульских сборов и других государственных пошлин.
Указанные льготы могут повлечь непоступление в федеральный бюджет потенциальных налоговых и неналоговых доходов, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации UEFA Евро 2020 (выпадение доходов федерального бюджета).
Вместе с тем с учетом того, что возникновение базы для получения дополнительных бюджетных доходов, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации UEFA Евро 2020, стало возможным благодаря победе российской заявки на право проведения данных соревнований, указанные доходы в федеральном бюджете не запланированы. Соответственно термин "выпадающие доходы бюджета" применительно к законопроекту носит условный характер.
Реализация гарантии "Безвизовый въезд"
В целях реализации правительственной гарантии "Безвизовый въезд" законопроектом предусматриваются определение особенностей въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывания в Российской Федерации в связи с организацией и проведением UEFA Евро 2020, освобождение иностранных граждан и лиц без гражданства, задействованных в мероприятиях, связанных с организацией и проведением UEFA Евро 2020, от уплаты государственной пошлины, консульских сборов за выдачу, продление и восстановление виз.
Указанные льготы могут повлечь непоступление в федеральный бюджет потенциальных налоговых и неналоговых доходов, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации UEFA Евро 2020 (выпадение доходов федерального бюджета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий" (пункт 7) определены следующие ставки консульского сбора за выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства:
за оформление обыкновенной однократной визы в срок от 4 до 20 рабочих дней - 50 долларов США, в течение 3 рабочих дней - 100 долларов США;
за оформление обыкновенной двукратной визы в срок от 4 до 20 рабочих дней - 80 долларов США, в течение 3 рабочих дней - 160 долларов США;
за оформление обыкновенной многократной визы в срок от 4 до 20 рабочих дней - 150 долларов США, в течение 3 рабочих дней - 300 долларов США.
По итогам проведенного Кубка конфедераций FIFA 2017 года количество иностранных граждан, посетивших г. Санкт-Петербург в период проведения соревнований, составило примерно 24 тыс. человек.
По прогнозным оценкам, в период организации и проведения UEFA Евро 2020 Российскую Федерацию посетят 250 тыс. иностранных граждан, из которых 21 тыс. человек - держатели билетов на матчи.
За базу для расчета выпадающих доходов принята стоимость консульского сбора:
за оформление обыкновенной однократной визы - в размере 50 долларов США (3 тыс. рублей);
за оформление обыкновенной многократной визы - в размере 150 долларов США (9 тыс. рублей).
Курс доллара принят исходя из официально установленного курса доллара США к рублю Центрального банка Российской Федерации на 9 августа 2017 г. - 59,9 рубля.
Согласно предварительным расчетам объем выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате консульских сборов за оформление виз составит 76,23 млн. рублей, в том числе за оформление обыкновенной однократной визы из расчета на 21 тыс. человек - 63 млн. рублей, за оформление обыкновенной многократной визы из расчета на 1470 человек - 13,23 млн. рублей.
Реализация гарантии "Разрешение на работу"
В целях реализации правительственной гарантии "Разрешение на работу" законопроектом предусматривается определение особенностей осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением соревнований UEFA Евро 2020, в том числе установление права иностранных граждан и лиц без гражданства, заключивших трудовые или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с UEFA, Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешений на работу, выдаваемых в ускоренном и упрощенном порядке без взимания какой-либо платы. Деятельность иностранных волонтеров, в свою очередь, освобождается от необходимости получения разрешений на работу.
Указанные льготы могут повлечь непоступление в федеральный бюджет потенциальных налоговых и неналоговых доходов, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации UEFA Евро 2020 (выпадение доходов федерального бюджета).
Подпунктами 23 и 24 пункта 1 статьи ЗЗЗ.28 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие размеры взимаемой государственной пошлины:
за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников - 10 тыс. рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;
за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - 3500 рублей.
Согласно предварительным расчетам общий объем выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по уплате пошлин за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам и за выдачу разрешений на привлечение иностранных работников из расчета 1470 человек составит 19,85 млн. рублей, из них за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам - 14,7 млн. рублей, за выдачу разрешений на привлечение иностранных работников - 5,15 млн. рублей.
Реализация гарантии "Налоговые льготы и льготы по уплате государственных пошлин"
В целях реализации правительственной гарантии "Налоговые льготы и льготы по уплате государственных пошлин" законопроектом предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на предоставление UEFA, иностранным гражданам и лицам без гражданства от UEFA, Российскому футбольному союзу и локальной организационной структуре, указанных в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года", ряда налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях.
В частности, предусматривается освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организации, транспортного налога, налога на доходы физических лиц, государственной пошлины.
Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)
Объем реально недополученных доходов федеральным бюджетом в связи с предоставлением льготы по налогу на добавленную стоимость, который складывается из объема реализуемых в пользу UEFA товаров и услуг в части проживания в номерном гостиничном фонде, составит 409,69 млн. рублей.
Согласно заявочной книге г. Санкт-Петербурга объем предоставляемого номерного фонда для размещения основных целевых групп UEFA составляет 3182 номера. Исходя из средней стоимости размещения 23 843 рубля в день за номер и 30-дневного пребывания объем доходов за размещение составляет 2276 млн. рублей, в том числе НДС - 409,69 млн. рублей.
Дать предварительную оценку объему реально недополученных доходов федеральным бюджетом в связи с предоставлением льготы по налогу на добавленную стоимость, который складывается из объема реализуемых UEFA товаров и услуг, не представляется возможным в связи с отсутствием данных относительно объема продукции, которая будет ввозиться в рамках заключенных соглашений.
Объем реально недополученных доходов федеральным бюджетом в связи с предоставлением льготы по НДС, рассчитанный из объема реализуемых в пользу Российского футбольного союза и локальной организационной структуры (далее - ЛОС) товаров и услуг, составит 132 млн. рублей, в том числе:
аренда офисных площадей ЛОС - 15,7 млн. рублей, в том числе НДС (18%) - 2,83 млн. рублей;
прочие расходы ЛОС - 34,22 млн. рублей, в том числе НДС (18%) - 6,16 млн. рублей;
реализация программы волонтеров - 134,73 млн. рублей, в том числе НДС (18%) - 24,25 млн. рублей;
реализация программы устойчивого развития - 27,26 млн. рублей, в том числе НДС (18%) - 4,91 млн. рублей;
реализация общероссийской программы мероприятий по продвижению UEFA ЕВРО 2020 - 392 млн. рублей, в том числе НДС (18%) - 70,56 млн. рублей;
компенсация стоимости проезда болельщикам - 129,36 млн. рублей, в том числе НДС (18%) - 23,29 млн. рублей.
Применение нулевой ставки НДС на товары (работы, услуги) и имущественные права, реализуемые указанным льготным категориям налогоплательщиков, не повлечет дополнительного возмещения сумм НДС из федерального бюджета. Это обусловлено тем, что стоимость товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которые будут потребляться данной льготной категорией, будет формироваться с учетом НДС, который ими будет фактически уплачен, а затем предъявлен к возмещению в законодательно установленном порядке.
В отношении налогообложения ДОС необходимо отметить, что, поскольку ДОС не осуществляет деятельности, связанной с реализацией товаров, работ или услуг, а занимается исключительно организаций соревнований, НДС ДОС не уплачивается.
Льготы по уплате таможенных пошлин и сборов на ввозимые товары
Дать предварительную оценку объему реально недополученных доходов федеральным бюджетом в связи с предоставлением льготы по уплате таможенных пошлин и сборов на ввозимые товары, который складывается из объема реализуемых UEFA товаров и услуг, не представляется возможным в связи с отсутствием данных относительно объема продукции, которая будет ввозиться в рамках заключенных соглашений.
Льготы по уплате налога на прибыль
При рассмотрении вопросов, связанных с налогообложением деятельности ЛОС, следует уточнить, что данная организация осуществляет исключительно деятельность, направленную на организацию и проведение соревнований. При этом финансирование ЛОС осуществляется посредством целевых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Поскольку деятельность ЛОС будет финансироваться исключительно за счет целевых поступлений и субсидий, которые не учитываются при определении налоговой базы, а других доходов у ЛОС нет, налоговой базы по налогу на прибыль не возникает.
Представить предварительный объем доходов UEFA для расчета базы по налогу на прибыль не представляется возможным ввиду отсутствия информации о бюджете данной организации, являющейся коммерческой тайной.
Льготы по уплате транспортного налога
UEFA, Российский футбольный союз и ЛОС не признаются налогоплательщиками в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации UEFA Евро 2020.
Льготы по уплате налога на имущество
UEFA, Российский футбольный союз и ЛОС не признаются налогоплательщиками в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации UEFA Евро 2020.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2015 г. N 784".
Обоснование необходимости подготовки: часть 3 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку законопроекта, - Минспорт России, соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.