Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить запрет на изменение кредитором в одностороннем порядке тарифа по оплате услуг кредитора в течение срока договора потребительского кредита (займа), а также запрет на уступку права (требования) по договору потребительского кредита (займа) третьим лицам, за исключением уступки права (требования) одного кредитора другому кредитору с согласия должника, выраженного в письменной форме.
Положения статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите) содержат определенный перечень изменений, которые кредитор вправе осуществлять в одностороннем порядке. Все вносимые в одностороннем порядке изменения как в общие, так и в индивидуальные условия потребительского кредита (займа) не должны повлечь за собой возникновение новых или увеличение размера существующих денежных обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа).
Согласно Закону о потребительском кредите изменение индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа), таких как условие о запрете уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа), осуществляется с учетом обязательного согласования кредитором и заемщиком таких изменений.
Кроме того, статьей 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия кредитного договора, заключенного с заемщиком-гражданином, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также проектом федерального закона N 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", внесенным депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, Е.Б. Шулеповым и другими, принятым Государственной Думой в первом чтении 8 ноября 2017 г., установлено, что уступка прав (требований) допускается только лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или финансовому агенту.
Таким образом, нормы в редакции законопроекта N 237568-7 и действующее законодательство Российской Федерации позволят обеспечить полноту и достаточность нормативного регулирования вопросов, содержащихся в предлагаемом законопроекте.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 13 сентября 2018 г. N 7461п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 554528-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Санкт-Петербурга"
Текст письма официально опубликован не был