Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 556480-7 "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Досье на проект федерального закона
В целях усиления эффективности норм антикоррупционного законодательства законопроектом предлагается:
- в случае распространения средством массовой информации сведений о несоответствии расходов доходам лиц, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением соответствия расходов их доходам обязать редакцию средства массовой информации направлять копии этих материалов в органы осуществляющие надлежащий контроль для проверки и информировании о результатах;
- в случае распространения информации о наличии признаков преступления или правонарушения в деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, государственных органов, организаций и общественных объединений, обязать редакцию средства массовой информации направить копии материалов в адрес руководителя организации, общества, должностного лица, государственного или муниципального служащего, для проведения проверки по материалам и информировании о результатах;
- редакция средства массовой информации обязана опубликовать полученный ответ о результатах проверки в порядке опубликования опровержения;
- в случае не предоставления ответа редакция средства массовой информации обязана направить копии этих материалов в органы прокуратуры.
Действующим законодательством предусмотрена возможность возбуждения уголовного дела на основании материалов распространенных СМИ (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), а также принятия решения об осуществлении контроля за соответствием расходов в отношении лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам (п. 4, ч. 1, ст. 4 Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
Вместе с тем, как показывает практика, указанные нормы не работают. Несмотря на изобилие сообщений в средствах массовой информации о финансовых злоупотреблениях, нецелевом использовании бюджетных средств, неосновательном обогащении и других нарушениях допущенных должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, количество возбужденных дел по фактам изложенным в СМИ незначительно.
Публикации обвиняющие государственных и муниципальных служащих, остаются без внимания как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны лиц в отношении которых распространяется информация.
Информация, распространенная в средствах массовой информации о деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, государственных органов, организаций и общественных объединений, содержащей признаки преступления или правонарушения, не проверяется и уголовные дела не возбуждаются.
Предусмотренная действующим законодательством возможность защиты чести и достоинства посредством опубликования опровержения, предъявления иска в гражданском суде или привлечения к уголовной ответственности за клевету, как правило, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, руководителями государственных органов, в отношении которых была распространена такая информация, не реализуется.
Всё это приводит к нагнетанию социального напряжения в обществе, к потере авторитета власти и доверия к государственным органам.
По мнению авторов, это происходит в следствии отсутствия ясности в вопросе кто и в каких случаях должен фиксировать факт распространения сведений в средствах массовой информации о деятельности содержащей признаки преступления или правонарушения, а также в виду большого объема распространяемой информации.
Законопроектом предлагается ввести особый порядок для размещения материалов содержащих информацию о наличии признаков преступления или правонарушения в деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, государственных органов, организаций и общественных объединений.
За несоблюдение установленных правил распространения предлагается ввести административную ответственность для должностных лиц организаций не предоставивших ответ по обращению средства массовой информации штраф в размере от пяти до десяти тысяч, а для средств массовой информации не направивших материалы штраф для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей, для юридических лиц от трех до пяти тысяч рублей.
Это позволит с одной стороны дисциплинировать средства массовой информации от распространения порочащей и недостоверной информации, а с другой не позволит оставить без внимания правоохранительных органов факты о коррупционной деятельности и иных нарушениях закона со стороны государственных и муниципальных служащих, явившихся предметом публикации в средствах массовой информации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.