Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам севера и дальнего Востока
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 514334-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2017 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 514334-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2017 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2017 году осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ, от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ, от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ, Федеральный закон N 157-ФЗ, Федеральный закон N 326-ФЗ), а также нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов.
Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2017 год составило: по доходам - 15 088 914,8 млн. рублей (102,5% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом N 415-ФЗ), по расходам - 16 420 303,1 млн. рублей или 98,2% к бюджетным ассигнованиям, и 96,5% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной бюджетной росписью федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений.
Дефицит федерального бюджета за 2017 год составил 1 331 388,2 млн. рублей.
Прогноз доходов и расходов федерального бюджета в течение 2017 года был пересмотрен на фоне изменения показателей социально-экономического развития по сравнению с прогнозными значениями, положенными в основу Федерального закона N 415-ФЗ. В результате в течение 2017 года в Федеральный закон N 415-ФЗ дважды вносились изменения: Федеральными законами N 157-ФЗ и N 326-ФЗ.
Изменение основных макроэкономических показателей в 2017 году
|
В расчетах к Федеральному закону |
Факт |
||
ВВП, млрд. рублей |
86 806 |
92 190 |
92 224 |
92 037,2 |
Темп роста ВВП, % |
100,6 |
102,0 |
102,1 |
101,5 |
Уровень инфляции (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года), % |
104 |
103,8 |
103,2 |
102,5 |
Мировая цена на нефть марки "Юралс", долларов США за 1 баррель |
40 |
45,6 |
49,9 |
53,01 |
Среднегодовой курс доллара США к рублю, рублей за доллар США |
67,5 |
64,2 |
59,4 |
58,33 |
Индекс промышленного производства, % |
101,1 |
102,0 |
102,1 |
102,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % |
100,2 |
101,0 |
101,3 |
98,3 |
Реальная заработная плата, % |
100,4 |
101,3 |
103,2 |
102,9 |
В ходе исполнения федерального бюджета за 2017 год изменения законодательно утвержденных бюджетных ассигнований осуществлялись путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
||||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
||||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5+6 |
4 |
5 |
6 |
7=2+3 |
8 |
16 240 809,1 |
16 728 363,8 |
(+)288 549,9 |
(+)100 252,2 |
(+)188 297,7 |
- |
17 016 913,7 |
(+)776 104,6 |
В 2017 году законодательно установленный объем бюджетных ассигнований увеличен на сумму 776 104,6 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2018 года объем бюджетных ассигнований по уточненной росписи составил 17 016 913,7 млн. рублей.
За 2017 год наибольшую долю в объеме исполненных расходов федерального бюджета составили межбюджетные трансферты (33,2%), из них бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (22,8%) и субъектов Российской Федерации (10,3%); закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (20,6%) и расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (16,3% общего объема расходов).
Наименьший уровень исполнения расходов федерального бюджета сложился по иным бюджетным ассигнованиям (87,6% к уточненной росписи) в основном в части:
- исполнения судебных актов судебных органов иностранных государств, международных судов и арбитражей, мировых соглашений, заключенных в рамках судебных процессов в судебных органах иностранных государств, в международных судах и арбитражах;
- бюджетных ассигнований, зарезервированных на финансовое обеспечение расходов государственных органов Российской Федерации, использование которых осуществляется на основании соответствующих решений Правительства Российской Федерации.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета по отношению к уточненной росписи составил в 2017 году 96,5%, что на 2,2%, меньше чем в 2016 году.
В 2017 году поквартальное исполнение расходов федерального бюджета сложилось таким образом, что самый высокий уровень исполнения расходов, как и в предыдущие годы, приходится на IV квартал - 31,8% объема расходов федерального бюджета. При этом следует отметить, что исполнение расходов федерального бюджета в разрезе кварталов характеризуется снижением доли расходов IV квартала в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 2,4%, в том числе доли расходов декабря 2017 года - на 4,3% соответственно.
По состоянию на 1 января 2018 года остатки бюджетных ассигнований составили 596 610,6 млн. рублей или 3,5% уточненной росписи.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию 40 государственных программ.
В соответствии с Перечнем государственных программ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, государственные программы сгруппированы по 5 основным направлениям: "Новое качество жизни", "Инновационное развитие и модернизация экономики", "Обеспечение национальной безопасности", "Сбалансированное региональное развитие" и "Эффективное государство".
В соответствии со статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представлен сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ.
Как следует из указанного доклада общий объем финансового обеспечения государственных программ в 2017 году за счет всех источников планировался более 20,5 трлн. рублей, при этом наибольшая доля расходов приходится на средства федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - соответственно 37,6% и 23,5% от общих расходов.
Фактические расходы на реализацию государственных программ по итогам 2017 года составили 20,8 трлн. рублей или 101,2% к изначально запланированным тратам. При этом следует отметить, что наибольший уровень кассового исполнения сложился по расходам за счет юридических лиц - 114,8% относительно плановых значений, а минимальный уровень кассового исполнения - по расходам внебюджетных источников (58,8% от изначально запланированного уровня расходов).
Необходимо отметить также, что кассовым исполнением менее 100% характеризуется исполнение по 2/3 источников ресурсного обеспечения государственных программ.
Анализ представленных сведений свидетельствует о низком уровне финансирования в 2017 году мероприятий госпрограмм за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (93,9% планового показателя) и внебюджетных источников (58,8% планового показателя). Доля участия региональных бюджетов в реализации госпрограмм составила 21,7% (запланированная доля - 22,9%). Из 20 госпрограмм, реализация которых предусмотрена в том числе за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, наиболее низкий уровень исполнения расходов отмечается по 3 госпрограммам: "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (0,7% планового показателя), "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (43,7%), "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (45,6%).
Необходимо отметить, что низкий уровень финансирования мероприятий госпрограмм за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации свидетельствует не только о недостаточных объемах ресурсов региональных бюджетов на реализацию госпрограмм, но в ряде случаев о недостаточно эффективной деятельности ответственных исполнителей.
Комитет неоднократно обращал внимание, что в материалах к законопроектам о внесении изменений в федеральный бюджет, предусматривающих изменение бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм, информация об изменениях показателей (индикаторов) госпрограмм отсутствовала, что не позволяло оценить целесообразность и результативность планируемых расходов.
По направлению "Сбалансированное региональное развитие"
В 2017 году осуществлялась реализация 5 государственных программ по направлению Перечня государственных программ "Сбалансированное региональное развитие".
Однако, по государственной программе "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" данные об оценке хода ее реализации в 2017 году в сводный доклад не включены. Основанием для отсутствия данных по государственной программе "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" в сводном докладе является то, что данная государственная программа носит аналитический характер: не содержит показателей; ее основные мероприятия направлены на координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти; бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в 2017 году не предусмотрено.
В отчетном году по 4 государственным программам, сведения о которых включены в сводный доклад, было предусмотрено к выполнению 254 показателя государственных программ (за исключением показателей, плановые значения которых на 2017 год не были предусмотрены - 71). Из них были достигнуты плановые значения 169 показателей (66,5% от общего количества, по которым предусмотрены значения), 84 показателя - не были выполнены (33,1% от общего количества, по которым предусмотрены значения), по 1 показателю (0,4% от общего количества, по которым предусмотрены значения) сведения об уровне выполнения в рамках годовых отчетов представлены не были.
Информация о распределении государственных программ, включенных в указанное направление Перечня государственных программ, по результатам анализа по критерию оценки достижения плановых значений показателей, представлена в таблице:
N п/п |
Наименование государственной программы |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Оценка показателей государственной программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
ГП 34 "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
Минвостокразвития России |
97,6% |
2. |
ГП 36 "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" |
Минфин России |
94,8% |
3. |
ГП 35 "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года |
Минкавказ России |
87,9% |
4. |
ГП 37 "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" |
Минэкономразвития России |
81,1% |
Государственная программа
"Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"
Комитет отмечает, что реализация государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в 2017 году способствовала росту промышленного производства на Дальнем Востоке. Индекс промышленного производства составил 102,7% к аналогичному периоду прошлого года (по Российской Федерации - 101,2 процента). В отчетном периоде уровень зарегистрированной безработицы составил 1,3%, годом ранее - 1,6%.
В отчетном году численность населения, постоянно проживающего на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, по предварительной оценке Росстата составила 10,6 млн. человек.
В 2017 году демографический отток населения с территории Дальневосточного федерального округа составил 15 973 человека (наблюдается значительное увеличение указанного показателя по сравнению с аналогичным периодом 2015 года - 7 442 человека).
В рамках практической реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития, в том числе 4 в 2017 году: "Нефтехимический" в Приморском крае, "Николаевск" в Хабаровском крае, "Свободный" в Амурской области и "Курилы" в Сахалинской области.
Таким образом, было перевыполнено плановое значение на 2017 год ключевого показателя "Количество созданных в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития (нарастающим итогом)" (план - 15 единиц; факт - 18 единиц).
По итогам реализации накопленный объем частных инвестиций резидентов ТОР за отчетный период составил 129,8 млрд. рублей, создано 6,4 тыс. рабочих мест, в том числе 2,5 тыс. высокопроизводительных.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" утверждены бюджетные ассигнования на 2017 год в сумме 17 861,6 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
||||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
||||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5+6 |
4 |
5 |
6 |
7=2+3 |
8=7-1 |
17 861,6 |
13 396,2 |
(+) 189,9 |
(+) 38,7 |
(+) 11,6 |
(+) 139,5 |
13 586,1 |
(-) 4 275,5 |
В 2017 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе уменьшен на сумму 4 275,5 млн. рублей (или на 23,9%, меньше, чем в паспорте госпрограммы), в том числе:
(-) 1457,2 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ;
(-) 3 008,1 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ;
(+) 139,6 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета, а также изменением полномочий главных распорядителей (часть 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 38,6 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2016 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2017 года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов (часть 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 11,6 млн. рублей - бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в 2016 году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись указанные субсидии, в объеме, не превышающем остатка не использованных в 2016 году бюджетных ассигнований на указанные цели (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ).
По состоянию на 1 января 2018 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 13 586,1 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 13 586,1 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленных уточненной росписью.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 13 301,9 млн. рублей или 97,9% к уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" составили субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций).
Сведения о финансовом обеспечении госпрограммы за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц отражены в следующей таблице.
Госпрограмма |
Источник финансового обеспечения |
Предусмотрено ГП* |
Фактические расходы |
Отклонение (гр. 4 - гр. 3) |
% отклонения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Наименование госпрограммы |
Всего |
289 271,0* |
250 913,5* |
-38 357,5 |
-13,3 |
федеральный бюджет |
17 861,6 |
13 301,9 |
-4 559,7 |
-25,5 |
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
8 668,7* |
6 209,7* |
-2 459,0 |
-28,4 |
|
юридические лица |
262 740,7* |
231 401,9* |
-31 338,8 |
-11,9 |
Анализ данных об исполнении расходов за 2017 год за счет всех источников финансирования госпрограммы показал, что паспортом госпрограммы предусмотрена реализация мероприятий за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем источниками ресурсного обеспечения реализации мероприятий госпрограммы в 2017 году являлись консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и юридические лица.
Согласно приложению 6 к Сводному годовому докладу о кассовом исполнении госпрограмм в 2017 году в разрезе источников ресурсного обеспечения фактическое финансирование за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 6 209,7 млн. рублей, или 71,6% планового значения (8 668,7 млн. рублей); за счет средств юридических лиц - 231 401,9 млн. рублей, или 88,1% планового значения (262 740,7 млн. рублей).
Результаты анализа свидетельствуют о низком уровне исполнения мероприятий госпрограммы за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, который составил 71,6% (в 2016 году - 91,8%).
Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования показал, что в госпрограмме не в полном объеме учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации, в том числе приоритеты и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
Кассовое исполнение расходов составило 97,9%, объем недовыполнения составил 284,2 млн. рублей.
В разрезе подпрограмм и ФЦП исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в 2017 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа" |
4 693,3 |
4 700,9 |
4 700,9 |
100,2 |
100,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе" |
6 324,8 |
6 324,8 |
6 106,2 |
96,5 |
96,5 |
-218,6 |
Подпрограмма "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока" |
891,3 |
895,3 |
894,8 |
100,4 |
99,9 |
-0,5 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития" |
675,3 |
853,5 |
798,5 |
118,3 |
93,6 |
-55,0 |
ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" |
811,6 |
811,6 |
801,5 |
98,8 |
98,8 |
-10,1 |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2017 год по госпрограмме составило 13 301,9 млн. рублей, что на 284,2 млн. рублей, или на 2,1%, меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2016 год - недовыполнение 9,8%), в том числе: по подпрограмме "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа" - 4 700,9 млн. рублей (уровень выполнения 100%, в 2016 году - недовыполнение 1%), по подпрограмме "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе" - 6 106,2 млн. рублей (недовыполнение 3,5%, в 2016 году - недовыполнение 3,2%), по подпрограмме "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока" - 894,8 млн. рублей (недовыполнение 0,1%, в 2016 году - недовыполнение 3,8%), по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития" - 798,5 млн. рублей (недовыполнение 6,4%, в 2016 году - недовыполнение 3,6%).
В 2017 году в рамках реализации Указа Президента российской федерации N 596 для реализации задач по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока на финансирование мероприятий государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования, в том числе по следующим направлениям:
* мероприятия по поддержке реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе - 6 324,8 млн. рублей (исполнение - 6 106,2 млн. рублей, или 96,5% к уточненной росписи);
* мероприятия по созданию и развитию территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе - 4 700,9 млн. рублей (исполнение - 4 700,9 млн. рублей, или 100,0% к уточненной росписи);
* финансовое обеспечение деятельности АНО "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта", АНО "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" - 895,3 млн. рублей (исполнение - 894,8 млн. рублей, или 99,9% к уточненной росписи);
* финансовое обеспечение деятельности Минвостокразвития России - 853,5 млн. рублей (исполнение - 798,5 млн. рублей, или 93,6% к уточненной росписи);
мероприятия ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" - 811,6 млн. рублей (исполнение - 801,5 млн. рублей, или 98,8% к уточненной росписи).
Согласно сводному годовому докладу о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ в 2017 году государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" получила высокую оценку достижения плановых значений показателей - 97,6%.
В тоже время, согласно оценке Счетной палаты степень эффективности госпрограммы в 2017 году соответствует "Эффективность реализации выше среднего уровня" (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 88,8% (средний уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 90,2% (высокий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 97,9% (высокий уровень).
Комитет обращает особое внимание на заключение Счетной палаты Российской Федерации, согласно которому взаимоувязка государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" с другими госпрограммами отсутствует, целевые значения показателей (индикаторов) госпрограммы не сбалансированы с целевыми значениями показателей для данного макрорегиона, в том числе отраженных в госпрограммах "Содействие занятости населения", "Социальная поддержка граждан", "Развитие здравоохранения".
Государственная программа
"Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года утверждены бюджетные ассигнования на 2017 год в сумме 13 900,1 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год в редакции от |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
||||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
||||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5+6 |
4 |
5 |
6 |
7=2+3 |
8=7-1 |
13 900,1 |
13 899,3 |
(+) 3 443,7 |
(+) 3 707,7 |
(-) 341,6 |
(+) 77,6 |
17 342,9 |
(+) 3 442,8 |
В 2017 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе увеличен на сумму 3 442,8 млн. рублей, в том числе:
(-) 0,6 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ;
(-) 0,2 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ;
(+) 3 693,6 млн. рублей - бюджетные ассигнования, предусмотренные на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на создание новых мест в общеобразовательных организациях (постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 230, распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. N 2032-р);
(-) 341,6 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа в связи с отсутствием соглашений с субъектами Российской Федерации об их предоставлении по состоянию на 1 марта 2017 года (подпункт "б" части 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 г N 1068-р);
(+) 77,7 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета, а также изменением полномочий главных распорядителей (часть 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 13,9 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2016 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2017 года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов (часть 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По состоянию на 1 января 2018 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 17 342,9 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 17 342,9 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленных уточненной росписью.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 17 014,6 млн. рублей или 98,1% к уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года составили межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации.
Сведения о финансовом обеспечении госпрограммы за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.
(млн. рублей) | |||||
Госпрограмма |
Источник финансового обеспечения |
Предусмотрено ГП-35 |
Фактические расходы |
% отклонения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего |
19 546,2 |
19 103,1 |
-443,1 |
- 2,3 |
|
Федеральный бюджет |
13 900,1 |
17 014,6 |
3 114,5 |
22,4 |
|
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
812,2 |
597,6 |
-214,6 |
- 26,4 |
|
Юридические лица |
4 833,9 |
1 490,9 |
-3 343,0 |
- 69,2 |
Ресурсное обеспечение реализации госпрограммы на 2017 год предусмотрено в объеме 19 546,2 млн. рублей.
Анализ сведений, представленных в таблице, свидетельствует о низком уровне финансирования мероприятий госпрограммы за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, который составил 73,6% предусмотренного объема, а также за счет средств юридических лиц, который составил 30,8%.
Указанные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения госпрограммы при ее формировании.
В 2017 году исполнение расходов федерального бюджета по госпрограмме осуществляли 5 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий госпрограммы приходится на Минкавказ России (34% показателя сводной росписи с изменениями), Минэкономразвития России (24,4%) и Минобрнауки России (21,3%). По Минкавказу России кассовое исполнение расходов составило 95,4% уточненной сводной бюджетной росписи.
Уровень выполнения показателей (индикаторов) госпрограммы и подпрограмм составил 53,9% (исполнение показателей (индикаторов) на уровне госпрограммы составило 66,7%) при увеличении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 24,8% по сравнению с утвержденными в госпрограмме
По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности госпрограммы в 2017 году составила 82,8%, что соответствует уровню "Эффективность реализации ниже среднего уровня", которая определялась на основе 4 оценок: уровня достижения утвержденных значений целевых показателей (индикаторов) (87,9%), уровня эффективности реализации основных мероприятий (82,5%), уровня реализации (кассового исполнения) госпрограммы за счет средств федерального бюджета, а также за счет иных источников (88,8%) и уровня эффективности деятельности ответственного исполнителя (70%).
По оценке Счетной палаты, степень эффективности госпрограммы в 2017 году соответствует уровню "Низкий уровень эффективности": уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 53,4% (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2017 год по сравнению с 2016 годом составляет 62,4% (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 74,3% (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 98,1% (высокий уровень), уровень качества управления госпрограммой составляет 66,7% (высокий уровень). Дебиторская задолженность по авансовым платежам за 2017 год увеличилась (низкий уровень), уровень ввода объектов составил 60% (низкий уровень).
Государственная программа "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года демонстрирует ухудшение оценки относительно предыдущих лет. Так, оценка достижения плановых значений показателей указанной государственной программы по итогам 2015 - 2016 года была выше среднего уровня, а по итогам 2017 года - стала ниже среднего уровня.
Государственная программа
"Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" утверждены бюджетные ассигнования на 2017 год в сумме 739 701,0 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год в редакции от:: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
||||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
||||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом N 409-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период |
|||||
1 |
2 |
3=4+5+6 |
4 |
5 |
6 |
7=2+3 |
8=7-1 |
739 701,0 |
788 837,3 |
(+) 16 914,5 |
(+) 16 914,5 |
- |
- |
805 751,9 |
(+)66 050,8 |
В 2017 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе увеличен на сумму 66 050,8 млн. рублей, в том числе:
(+) 13 933,8 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ;
(+) 35 202,5 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ;
(+) 16 914,5 млн. рублей - бюджетные ассигнования, предусмотренные на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 июля 2017 г. N 1427-р, от 10 июля 2017 г. N 1461-р, от 14 октября 2017 г. N 2258-р, от 22 ноября 2017 г. N 2578-р, распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2017 г. N 438-рп).
По состоянию на 1 января 2018 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 805 751,9 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 805 616,0 млн. рублей или 99,98% к объему бюджетных ассигнований, установленных уточненной росписью.
В 2017 году сокращены лимиты бюджетных обязательств в связи с превышением по итогам 2016 года установленного пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельного объема дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и установленного пунктом 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельного объема государственного долга субъекта Российской Федерации на общую сумму 135,8 млн. рублей, в том числе:
134,3 млн. рублей - дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (Республика Хакасия, Костромская область);
1,5 млн. рублей - дотация, предоставленная бюджету Ненецкого автономного округа на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 768 637,0 млн. рублей или 95,4% к уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" составили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение реализации госпрограммы осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации не предусмотрены.
Комитет поддерживает мнение Счетной палаты в том, что госпрограммой декларируется активная деятельность субъектов Российской Федерации в реализации госпрограммы, при этом каких-либо мероприятий, осуществляемых непосредственно регионами, направленных на улучшение собственного финансового состояния не предусматривается. Что может нарушать принцип взаимодополняемости, а именно обеспечения вклада субъектов Российской Федерации в достижение целей и задач данной госпрограммы.
Также следует отметить, что данная госпрограмма является стратегическим документом в сфере межбюджетных отношений, при этом она не определяет непосредственно приоритеты государственной политики (в том числе на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий) в сфере управления региональными и муниципальными финансами, и является фактически распорядительным документом, в связи с чем остаются актуальными вопросы объективности мониторинга в части бюджетных возможностей субъектов Российской Федерации по обеспечению минимально необходимых расходных полномочий без учета возникающих изменений налогового потенциала, региональной специфики и других основополагающих факторов, устанавливающих привязку бюджетных обязательств к реальным финансовым возможностям субъектов Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что взаимоувязка данной госпрограммы с другими госпрограммами отсутствует.
По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности госпрограммы в 2017 году составила 90,5%, что соответствует уровню "Эффективность реализации выше среднего уровня", которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей госпрограммы (94,8%), реализации основных мероприятий (97,4%), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (91,1%) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (70%).
По оценке Счетной палаты, степень эффективности данной госпрограммы в 2017 году соответствует уровню "Средний степень эффективности": уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составил 96% (высокий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2017 год по сравнению с 2016 годом - 40% (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам - 96,8% (высокий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи - 95,4% (средний уровень), уровень управления госпрограммой - 100% (высокий уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета по Минфину России за 2017 год отсутствует (высокий уровень).
Государственная программа
"Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" утверждены бюджетные ассигнования на 2017 год в сумме 50 286,1 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
||||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
||||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5+6 |
4 |
5 |
6 |
7=2+3 |
8=7-1 |
50 286,1 |
55 213,0 |
- |
- |
- |
- |
55 213,0 |
4 926,9 |
По состоянию на 1 января 2018 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 55 213,0 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 55 213,0 рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленных уточненной росписью.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 54 558,5 млн. рублей или 98,8% к уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" составили иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение госпрограммы за счет средств федерального бюджета на 2017 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 50 286,1 млн. рублей, что на 4 926,9 млн. рублей, или на 9,8%, меньше бюджетных ассигнований, утвержденных на ее реализацию Федеральным законом N 415-ФЗ (с изменениями) (55 213,0 млн. рублей).
Отмечается низкий уровень исполнения в 2017 году расходов за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области (70,5%), а также юридических лиц (11,1%) по мероприятиям данной госпрограммы, что свидетельствует о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения.
По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности реализации госпрограммы в 2017 году составила 87,2%, что соответствует уровню "Степень эффективности реализации ниже среднего", которая определялась на основе 4 показателей: оценки показателей (индикаторов) ГП-37 (81,1%), оценки эффективности реализации основных мероприятий (97,7%), оценки кассового исполнения расходов федерального бюджета (99,3%) и оценки эффективности деятельности ответственного исполнителя (77,5%).
В целях формирования вывода о тенденции улучшения или ухудшения в целом исполнения государственных программ считаем важным отметить, что по результатам анализа динамики оценок, рассчитанных Минэкономразвития России в 2015 - 2017 годах, государственная программа "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", отраженная в указанном направлении Перечня государственных программ, третий год подряд демонстрирует низкую оценку достижения плановых значений показателей (или оценку ниже среднего уровня).
По мнению Счетной палаты ежегодное низкое кассовое исполнение расходов за счет внебюджетных источников создает существенные риски для реализации предусмотренных ФЦП мероприятий, направленных на создание условий для развития на территории региона промышленности
Федеральная целевая программа
"Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"
В проекте федерального закона N 514334-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2017 год" отражено 100% кассовое исполнение расходов бюджета на мероприятия федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" в сумме 356,1 млн. рублей, как и предусмотрено паспортом программы. По сравнению с 2016 годом расходы федерального бюджета на указанные субсидии увеличились на 78%.
Подпрограмма
"Коренные малочисленные народы Российской Федерации" Государственной программы "Реализация государственной национальной политики"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
Подпрограмма "Коренные малочисленные народы Российской Федерации" |
128,3 |
137,1 |
136,8 |
106,7 |
99,8 |
-0,2 |
Основное мероприятие "Сохранение культур и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации" |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
99,4 |
99,4 |
0,0 |
Основное мероприятие "Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" |
120,3 |
129,1 |
128,9 |
107,1 |
99,8 |
-0,2 |
По подпрограмме "Коренные малочисленные народы Российской Федерации" объем неисполненных расходов составил - 0,2 млн. рублей (недовыполнение 0,2%)
Комитет отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации достижение цели "обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Российской Федерации, включая сохранение и защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни" подпрограммы "Коренные малочисленные народы Российской Федерации" относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем госпрограмма "Реализация государственной национальной политики" не содержит обоснования состава и значений целевых показателей и индикаторов госпрограммы, характеризующих достижение ожидаемых результатов по субъектам Российской Федерации; описания мер по координации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и ожидаемых результатов госпрограммы, в том числе путем реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, цели и задачи которых соответствуют госпрограмме "Реализация государственной национальной политики"; прогнозируемого объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию программ субъектов Российской Федерации, цели и задачи которых соответствуют госпрограммы "Реализация государственной национальной политики", с оценкой его влияния на достижение целей и ожидаемых результатов данной госпрограммы.
Межбюджетные отношения
В 2017 году бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 1 690 065,5 млн. рублей или 95,3% от уточненной росписи.
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% исполнения к: |
|
закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
ВСЕГО |
1 669 342,3 |
1 772 505,7 |
1 690 065,5 |
101,2 |
95,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Дотации |
778 941,4 |
795 855,9 |
758 975,9 |
97,4 |
95,4 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации |
614 599,7 |
614 599,7 |
614 465,4 |
99,98 |
99,98 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
153 668,2 |
170 582,7 |
133 837,0 |
87,1 |
78,5 |
Дотации, связанные с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований |
9 449,4 |
9 449,4 |
9 449,4 |
100,0 |
100,0 |
Дотации на содержание объектов инфраструктуры города Байконура, связанных с арендой космодрома Байконур |
1 224,2 |
1 224,2 |
1 224,2 |
100,0 |
100,0 |
Субсидии |
426 217,6 |
448 125,3 |
419 806,2 |
98,5 |
93,7 |
Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности |
152 628,1 |
164 627,5 |
158 852,1 |
104,1 |
96,5 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности |
122 615,6 |
129 461,6 |
114 379,0 |
93,3 |
88,3 |
Консолидированные субсидии |
150 974,0 |
154 036,2 |
146 575,1 |
97,1 |
95,2 |
Субвенции |
300 183,0 |
336 903,5 |
326 145,6 |
108,6 |
96,8 |
Иные межбюджетные трансферты |
164 000,3 |
191 621,0 |
185 137,8 |
112,9 |
96,6 |
Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013 - 2017 годах
млн. рублей | |||||
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Межбюджетные трансферты |
1 487 947,3 |
1 606 969,8 |
1 603 706,4 |
1 567 766,5 |
1 690 065,5 |
Дотации |
609 144,0 |
774 698,7 |
650 968,0 |
656 164,3 |
758 975,9 |
доля в межбюджетных трансфертах |
40,9 |
48,2 |
40,6 |
41,9 |
44,9 |
в % к предыдущему году |
116,3 |
127,2 |
84,0 |
100,8 |
115,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
- дотации на выравнивание |
418 830,4 |
439 771,9 |
487 711,2 |
513 674,7 |
614 465,4 |
доля в межбюджетных трансфертах |
28,1 |
27,4 |
30,4 |
32,8 |
36,4 |
в % к предыдущему году |
105,5 |
105,0 |
110,9 |
105,3 |
119,6 |
- дотации на сбалансированность |
177 837,8 |
322 301,0 |
152 368,6 |
131 710,8 |
133 837,0 |
доля в межбюджетных трансфертах |
12,0 |
20,1 |
9,5 |
8,4 |
7,9 |
в % к предыдущему году |
151,7 |
181,2 |
47,3 |
86,4 |
101,6 |
Субсидии |
515 608,3 |
409 874,9 |
400 172,1 |
356 535,1 |
419 806,2 |
доля в межбюджетных трансфертах |
34,7 |
25,5 |
25,0 |
22,7 |
24,8 |
в % к предыдущему году |
90,3 |
79,5 |
97,6 |
89,1 |
117,7 |
Субвенции |
273 716,3 |
308 159,9 |
336 613,1 |
334 305,6 |
326 145,6 |
доля в межбюджетных трансфертах |
18,4 |
19,2 |
21,0 |
21,3 |
19,3 |
в % к предыдущему году |
96,3 |
112,6 |
109,2 |
99,3 |
97,6 |
Иные межбюджетные трансферты |
89 478,7 |
114 236,3 |
215 953,2 |
220 761,5 |
185 137,8 |
доля в межбюджетных трансфертах |
6,0 |
7,1 |
13,5 |
14,1 |
11,0 |
в % к предыдущему году |
146,5 |
127,7 |
189,0 |
102,2 |
83,9 |
Ключевым видом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
По итогам исполнения 2017 года средний уровень фактической бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным регионам составил 36,7 тыс. рублей, что превышает абсолютное значение расчетной бюджетной обеспеченности на 2,9 процента.
Предоставление в 2017 году из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации способствовало сокращению различий в уровне расчетной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,7 до 2,6 раз, а в уровне фактической бюджетной обеспеченности с 6,2 до 2,6 раз.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2017 год распределены между 72 субъектами Российской Федерации, в том числе дотации, учитывающие результаты инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от централизации 1 процента налога на прибыль организаций.
Кроме того, в 2017 году из федерального бюджета оказана дополнительная финансовая поддержка регионам в виде предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 133 837,0 млн. рублей, из них по основным направлениям:
- частичная компенсация дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы - 39 998,5 млн. рублей;
- поддержка мер по обеспечению сбалансированности отдельных
бюджетов субъектов Российской Федерации - 40 573,6 млн. рублей;
- гранты за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала - 20 000,0 млн. рублей.
В 2017 году в составе общего объема дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перечислены:
- дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований в сумме 9 449,4 млн. рублей (100%), предоставление которых позволило компенсировать расходы, связанные с режимом безопасного функционирования бюджетов закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО);
- дотации на содержание объектов инфраструктуры города Байконур, связанных с арендой космодрома Байконур, в сумме 1 224,2 млн. рублей (100%), предоставление которых в 2017 году позволило обеспечить расходные обязательства бюджета г. Байконур в полном объеме.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2017 году предоставлены в объеме 419 806,2 млн. рублей (103 субсидии) в рамках 26 государственных программ (411 792,2 млн. рублей или 98,1% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (8 013,9 млн. рублей или 1,9%). При этом из резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 15 465,5 млн. рублей (32 субсидии). Наибольший объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 году предоставлен в рамках следующих государственных программ:
- "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" - 151 303,6 млн. рублей или 36,0% общего объема субсидий;
- "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" - 57 703,7 млн. рублей или 13,7%;
- "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года" - 54 510,3 млн. рублей или 13,0%.
В 2017 году бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставлены 30 субвенций общим объемом 326 145,6 млн. рублей, из них:
- оплата жилищно-коммунальных услуг отдельными категориями граждан - 102 278,3 млн. рублей или 31,4% общего объема субвенций;
- выплата государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - 75 084,3 млн. рублей или 23,0%;
- социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" - 36 112,1 млн. рублей или 11,1%.
Объем иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 году составил 185 137,8 млн. рублей, из них:
- финансовое обеспечение дорожной деятельности - 62 214,8 млн. рублей или 33,6% общего объема иных межбюджетных трансфертов;
- обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области - 48 998,1 млн. рублей или 26,5%;
- реализация отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения - 11 365,6 млн. рублей или 6,1 процента.
Счетной палатой отмечается, что наибольший объем межбюджетных трансфертов (32,2%) перечислен субъектам Российской Федерации в IV квартале 2017 года. При этом необходимо отметить неравномерность перечисления регионам субсидий (42%) и иных межбюджетных трансфертов (38,3%). Перечисление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в конце финансового года приводит к образованию остатков межбюджетных трансфертов.
Указом Президента Российской Федерации N 596 поставлена задача по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в том числе обеспечению транспортных связей труднодоступных территорий, на реализацию которой Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждены бюджетные ассигнования в сумме 38 770,9 млн. рублей, в том числе на:
* развитие гражданской авиации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах - 9 603,8 млн. рублей;
* реализацию мероприятий государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" -13 396,2 млн. рублей;
* предоставление субсидий организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны - 650,0 млн. рублей;
* строительство универсальных атомных ледоколов гражданского назначения - 15 120,9 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования по уточненной росписи на обеспечение мероприятий по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока в 2017 году составили 39 810,8 млн. рублей.
В 2017 году на развитие гражданской авиации в рамках реализации Указа N 596 бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 9 603,8 млн. рублей (исполнение - 9 484,9 млн. рублей, или 98,8% к уточненной росписи), в том числе по следующим основным направлениям:
* субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 3 429,3 млн. рублей (исполнение - 3 400,5 млн. рублей, или 99,2% к уточненной росписи);
* субсидии организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети - 3 057,9 млн. рублей (исполнение - 3 006,8 млн. рублей, или 98,3% к уточненной росписи);
* субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока - 2 956,6 млн. рублей (исполнение - 2 917,8 млн. рублей, или 98,7% к уточненной росписи);
Реализация указанных мероприятий позволила:
- повысить доступность услуг воздушного транспорта жителям труднодоступных регионов, а также доставить грузы и почту в отдаленные регионы страны;
- обеспечить перевозку с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно 438,3 тыс. пассажиров.
В соответствии со сводной бюджетной росписью в 2017 году на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года было перечислено 3 164,5 млн. рублей, или 100% годового объема согласно заявке, представленной ПФР.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей", регламентирующим порядок выплаты компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации, бюджетные ассигнования на компенсацию фактически произведенных расходов перечислены в бюджет ПФР в объеме 297,2 млн. рублей.
В 2017 году оформлено и выдано 5 522 государственных жилищных сертификата на общую сумму 10 888,1 млн. рублей, или 97,1% общего объема финансирования, в том числе 2 213 сертификата - для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Учитывая изложенное Комитет отмечает следующее
1. Ежегодно сохраняется проблема обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Недостаточная степень обоснованности первоначального прогноза основных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам федерального бюджета, приводит к необходимости внесения изменений в федеральные законы о федеральном бюджете. Качественное прогнозирование основных параметров федерального бюджета и планирование будут способствовать рациональному расходованию бюджетных средств в условиях их ограниченности.
2. Государственные программы в настоящее время не соответствуют действующим стратегическим документам, так как большинство из них потеряли свою актуальность. Кроме того, принимая во внимание значительное количество документов стратегического планирования (более 50 тысяч штук) и территориального планирования (более 100 тысяч штук), необходимо провести работу по их систематизации и оптимизации. Указанная работа необходима, в том числе, для того, чтобы обеспечить единство целей и задач, а также четкую взаимосвязь между документами стратегического планирования муниципального, регионального, федерального уровней и государственных программ.
3. Параметры отдельных государственных программ субъектов Российской Федерации сложно сопоставить с параметрами федеральных государственных программ. Таким образом, необходимо провести комплексную работу по анализу государственных программ субъектов Российской Федерации, начав с сопоставления показателей (индикаторов) государственных программ субъектов Российской Федерации с показателями государственных программ.
4. Необходимо учитывать результаты мониторинга и оценки эффективности реализации государственных программ при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете и уточнения оценки расходов.
5. Низкий уровень финансирования мероприятий госпрограмм за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации свидетельствует не только о недостаточных объемах ресурсов региональных бюджетов на реализацию госпрограмм, но в ряде случаев о недостаточно эффективной деятельности ответственных исполнителей.
6. Комитет отмечает повышение эффективности реализации Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", которое подтверждается проведенным анализом Счетной палаты Российской Федерации, а также сводным годовым докладом о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ в 2017 году, подготовленным Минэкономразвития России. Вместе с тем Комитет обращает особое внимание на заключение Счетной палаты Российской Федерации, согласно которому взаимоувязка данной госпрограммы с другими госпрограммами отсутствует.
С учетом изложенных замечаний, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает принятие проекта федерального закона N 514334-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2017 год".
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.