Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 560573-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования Федерального закона "Об аудиторской деятельности" по результатам обобщения и анализа практики применения его норм, посвященных независимости аудиторских организаций и аудиторов в отношении аудируемых ими лиц (клиентов).
В связи с введением в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и началом их применения с 2017 года вопросам соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами этических требований, в том числе требований к их независимости, соответствующих международно признанным этическим принципам и стандартам, уделяется значительное внимание. Обобщение и анализ правоприменительной практики выявили необходимость:
1) введения общего требования о независимости аудиторских организаций и аудиторов;
2) уточнения понятийного аппарата в части правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) определения основы разработки правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов;
4) структурного объединения в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" положений о независимости и профессиональной этике аудиторов ввиду их схожести и взаимосвязанного применения и соблюдения при оказании услуг аудируемому лицу (клиенту).
Проектом федерального закона вводится общее требование о независимости аудиторских организаций, аудиторов при проведении ими (участии в проведении) аудита, а также оказании (участии в оказании) иных аудиторских услуг в случаях, предусмотренных правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. При этом предлагается независимость определить как отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно предлагаемым изменениям Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций определяются как документ, содержащий основные требования к обеспечению независимости аудиторских организаций, аудиторов, в том числе к выявлению обстоятельств, создающих угрозу независимости аудиторских организаций, аудиторов, рисков возникновения такой угрозы, а также меры по предотвращению, устранению либо снижению уровня такой угрозы. Вместе с тем проектом федерального закона предлагается определить кодекс профессиональной этики аудиторов как документ, содержащий принципы профессиональной этики, а также основные требования и меры к обеспечению соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами таких принципов. Одновременно предусматривается, что кодекс профессиональной этики аудиторов должен соблюдаться аудиторскими организациями, аудиторами при оказании (участии в оказании) аудиторских услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекс профессиональной этики должны разрабатываться на основе кодекса профессиональной этики бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.
Ввиду взаимосвязанного применения и соблюдения аудиторами требований указанных правил и Кодекса профессиональной этики аудиторов, проектом федерального закона предлагается в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" объединить положения о независимости и Кодексе профессиональной этики аудиторов в одной общей статье.
Принятие проекта федерального закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)" не потребует принятия, приостановления, изменения, а также признания утратившими силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.