Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 562934-7 "О внесении изменении в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" разработан в целях совершенствования применения норм Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, а также предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Правовой основой регулирования таких отношений является Закон о регистрации и другие нормативные правовые акты.
В целом законопроект регулирует внутриведомственное взаимодействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ФГБУ "ФКП Росреестра" и направлен в конечном итоге на повышение качества государственных услуг, оказываемых Росреестром.
Действующая редакция Закона о регистрации в соответствии с частью 4 статьи 3 предполагает издание отдельных подзаконных актов, наделяющих федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное федеральному органу исполнительной власти, отдельными полномочиями органа регистрации прав.
ФГБУ "ФКП Росреестра" создано на основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15 марта 2001 года N 48. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р учреждение находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Законопроектом предлагается схема нормативно-правового регулирования внутриведомственного взаимодействия, когда полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, будут являться его собственными, закрепленными непосредственно в Законе о регистрации.
Таким образом, принятие законопроекта позволит упорядочить и упростить внутриведомственные взаимоотношения, связанные с необходимостью наделения федерального государственного бюджетного учреждения полномочиями федерального органа исполнительной власти. Также законопроект позволит более четко разграничить полномочия Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" в части непосредственного оказания государственных услуг.
Законопроектом предлагается закрепить в Законе о регистрации полномочия ФГБУ "ФКП Росреестра", в том числе по:
- предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН;
- приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов;
- выдаче документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- выездному приему заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов и курьерской доставке подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов;
- осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы;
- ведению публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт.
Так, законопроектом предлагается ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществлять полномочия по предоставлению всех сведений, содержащихся в ЕГРН, так как в настоящее время решением Росреестра за учреждением закреплено лишь частичное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.
Таким образом, реализация норм законопроекта выразится в предоставлении всех сведений, содержащихся в ЕГРН, только ФГБУ "ФКП Росреестра", то есть только одним субъектом, предоставляющим данный вид государственной услуги, что в итоге приведет к упрощению и упорядочению процедуры предоставления сведений, а вместе с этим к улучшению качества и повышению доступности государственной услуги.
Кроме того, законопроект предусматривает реализацию представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством выездного приема на платной основе. В настоящее время Законом о регистрации это не предусмотрено.
Выездной прием предлагается осуществлять без взимания платы для следующих категорий граждан: ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды детства, инвалиды I и II групп при предъявлении ими соответствующих документов. Также законопроектом предлагается для указанных категорий граждан без взимания платы осуществлять курьерскую доставку подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов.
Учреждение в соответствии с положениями статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 и уставом ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденным приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331 (в редакции приказов Росреестра от 13.12.2016 N П/0595, от 28.06.2017 N П/0302 и от 11.12.2017 N П/0579) вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности учреждения и соответствующие его целям, в том числе осуществление кадастровых и землеустроительных работ. В данном случае ФГБУ "ФКП Росреестра" выступает в качестве хозяйствующего субъекта.
В связи с этим реализация предусмотренных законопроектом положений позволит также гармонизировать нормы Закона о регистрации и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который устанавливает запрет на совмещение функций хозяйствующего субъекта и функций федерального органа исполнительной власти, а также устранить возможные противоречия в приведенных нормах.
В целом планируемые юридические последствия принятия законопроекта состоят в возможности:
- закрепления соответствующих полномочий ФГБУ "ФКП Росреестра" непосредственно в Законе о регистрации;
- упрощения и упорядочения процедуры предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН;
- гармонизировать нормы, регулирующие отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и нормы, регулирующие оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" не потребует дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" потребует внесения изменений в следующие ведомственные нормативные правовые акты:
- приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки";
- приказ Минэкономразвития России от 31.05.2016 N 337 "Об утверждении Порядка осуществления органом регистрации прав курьерской доставки заявителям подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме документов на бумажном носителе, а также уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов в форме документов на бумажном носителе и размеров платы за ее осуществление";
- приказ Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости";
- приказ Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877 "Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ".
Не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.